Reloading...
Гараж Запросы VIDA EWD Инструкции Клубные СТО Рейтинг СТО


VIN Подбор запчастей Impact онлайн


  • Вольво на службе. Военные автомобили

    В 1944–46 гг. на Вольво изготовили 210 экземпляров так называемого шведского джипа — штабного автомобиля "Вольво-911" или TPV (4x4), состоявшего на вооружении до 60-х гг. Его основой послужило укороченное довоенное 1,5-тонное грузовое шасси LV101 с колесной базой 3100 мм, на которое установили цельнометаллический 4-дверный 8-местный кузов от обычного такси PV801 образца 1938 г. с 3,7-литровым двигателем мощностью 86 л.с. Дополнительно джип получил одноступенчатую раздаточную коробку и блокируемый дифференциал заднего моста.

    Наибольший интерес представляют опытные разработки "Вольво" периода Второй мировой. В 1940–41 гг. фирма изготовила 148 частично бронированных капотных артиллерийских тягачей TVB (6x6) с двухрядной 8-местной кабиной, 6-цилиндровым мотором (7,6 л, 128 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и балансирной подвеской задних колес. Они получили оригинальную бортовую трансмиссию австрийского инженера Холлоса (Hollos), которая использовалась французской фирмой "Лаффли" (Laffly). Развитием этой конструкции в 1942 г. стал бескапотный артиллерийский тягач TVC (6x6) с двойной кабиной, созданный на этот раз по лицензии фирмы "Шкода" (Skoda). Мощность прежнего двигателя возросла до 135 л.с., а каждое переднее колесо получило собственный карданный привод от раздаточной коробки. За два года собрали 168 таких машин плюс несколько образцов TVC2 и TVC3 со 180-сильным мотором, 4- или 5-ступенчатой коробкой, способных буксировать орудия полной массой до 50 т. В 1944–46 гг. по образцу немецких машин "Демаг" (Demag) выпускался 2-тонный полугусеничный тягач НВТ с 90-сильным двигателем, 4-ступенчатой коробкой передач и торсионной подвеской катков, развивавший тяговое усилие 5 тс. В 1939 г. на "Вольво" наладили также изготовление бронеавтомобиля "Линкс" (Lynx) 4x4, разработанного фирмой "Ландсверк". Он оснащался 140-сильным мотором "Вольво", трансмиссией с четырьмя передачами переднего и заднего хода, двумя постами управления, одной пушкой и тремя пулеметами.


    ВольвоTVC-6x6-1942

    ВольвоTVB-6x6-1940

    ВольвоHBT-1944

    Вольво-911(TPV)-4x4-1945
    С наступлением мира военная автотехника постепенно стала одной из важнейших сфер деятельности компании "Вольво". Первое время она продолжала выпуск армейских вариантов коммерческих грузовиков, но в начале 50-х гг. в программу вошли полноприводные военные машины, разработанные специально для вооруженных сил Швеции и соседних стран. Над ними продолжал трудиться инженер Хартелиус, а их выпуск осуществлялся на главном заводе в Гётеборге. Развитием джипа TPV в 1953 г. стал более совершенный штабной вариант "Вольво-915" (P2104 или TP21), который за специфическую форму получил прозвище "Поросенок". Его создали на укороченном шасси аэродромного тягача "Вольво-953" (TL11) 4x4, на котором по традиции установили 4-дверный кузов от обычного такси PV830 вместимостью до 7 человек. Достаточно экзотичную внешность машине придавали установленные сзади канистры для бензина, поверх которых располагались еще два патрульных велосипеда. Автомобиль получил 6-цилиндровый мотор ED (3,6 л, 90 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач, дифференциалы с пневматическим приводом механизма блокировки, передний отключаемый мост и широкие 16-дюймовые шины. Серия ТР21 известна в "легковом" и грузопассажирском исполнениях. При собственной массе 2,6– 3,2 т они достигали скорости 90 км/ч. До 1958 г. их собрали 720 экземпляров. Параллельно было выпущено 265 унифицированных с ними легких тягачей TL11 и TL12.

    Работы по созданию собственной гаммы военных грузовиков начались в 1948 г. с создания прототипа TL21 (6x6), послужившего не только базой 2-осных тягачей TL11/12, но и компактного армейского автомобиля "Вольво-912" (L2204/TL22) 6x6 со всеми односкатными колесами, способного перевозить по шоссе 2,25 т грузов со скоростью 80 км/ч. На нем использовались верхнеклапанный мотор (4,7 л, 105–115 л.с.), 4-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная, пневматическая блокировка дифференциалов, гидропривод тормозов с вакуумным усилителем и лебедка с тяговым усилием 4 тс. Грузовик предлагался также в исполнении "Вольво-935" (L22041) с кузовом-фургоном и противопожарным оснащением. В 1954–59 гг. таких машин сделали более 850 штук.

    Самым известным армейским грузовиком "Вольво" 50-х гг. была 3-тонная модель L934F (L3154/TL31) 6x6, ставшая стандартизованной грузовой машиной шведской армии. Ее оборудовали коротким угловатым капотом, цельнометаллическими платформой с тентом и кабиной с наблюдательным люком в крыше и пулеметной турелью. В отличие от предыдущей серии на этом грузовике стояли 6-цилиндровый дизель D96AS (9,6 л, 150 л.с.), 5-ступенчатая коробка и устройство автоматической регулировки зазора в тормозных механизмах. При полной массе 10,3 т он развивал скорость 75 км/ч. Вариант L3154S снабжался 185-сильным двигателем с турбонаддувом, а "Вольво-965" (L3164) служил ремонтно-эвакуационной машиной. В общей сложности в 1956–62 гг. машин этой гаммы собрали 920 экземпляров.

    Целая эпоха в истории "Вольво" связана с выпуском серии легких универсальных полноприводных автомобилей с колесной формулой 4x4, отличавшихся от современных вседорожников разве что бескапотной компоновкой и утилитарным грузопассажирским кузовом с тентом. В 1958 г. Хартелиус разработал первый прототип L2304 с 60-сильным мотором В16. Через три года началось серийное производство наиболее известной серии "Вольво-903" (L3314), которая в армии была известна как "Вальпен" (Valpen), а на гражданской службе — "С202 Лапландер" (Laplander). Это был компактный многоцелевой автомобиль с базой всего 2100 мм, открытыми кабиной и кузовом с характерными боковыми выемками вместо дверей, предназначенный как для доставки 800–900 кг грузов или десанта, так и для установки легкого вооружения. Его основанием была сварная лонжеронная рама из стали толщиной 3 мм, на которой спереди установили 68-сильный мотор В18А (позднее — 82-сильный В20) и 4-ступенчатую коробку передач от легкового автомобиля PV544. Оба неразрезных моста подвешивались на продольных рессорах, гидравлическая тормозная система снабжалась вакуумным усилителем, использовались дифференциалы повышенного трения, сбоку под рамой располагалась механическая лебедка. При полной массе 2,5 т автомобиль развивал скорость 90 км/ч. В 1963–64 гг. на его базе фирма изготовляла оригинальный полностью открытый носитель вооружения или истребитель танков "Вольво-9031" (L3304) капотной компоновки, несший на себе 90-мм безоткатное орудие "Бофорс" (Bofors) и буксировавший прицеп для амуниции. С 1966 г. выпускался вариант L3315 с закрытым цельнометаллическим кузовом, внутри которого устанавливали медицинское оснащение или штабное оборудование. До 1970 г. в общей сложности изготовили 8853 машины серии "903", которые широко использовались в армиях скандинавских стран и в войсках ООН. В 1977–81 гг. модернизированный 82-сильный "Лапландер" выпускался на венгерском заводе "Чепель" (Csepel).

    В 1967 г. инженер Хартелиус разработал еще более обширное семейство унифицированных грузопассажирских автомобилей С300 с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8 полной массой 3,5–7,0 т, которые в 1974 г. пришли на смену серии "903". Базовым был вариант С303 (4x4) с колесной базой 2300 мм и бензиновыми моторами В20 или В30 мощностью 94–125 л.с., разгонявшими его до скорости 120 км/ч. Автомобиль предлагался как 1,2-тонный пикап L4140 с цельнометаллическим кузовом, закрытый штабной L4141 и истребитель танков L4151 с безоткатной пушкой. Многоцелевой вариант С304/L4143 имел колесную базу 2530 мм. На его основе выпускали 3-осный автомобиль С304/L4142 (6x6), а также длиннобазный грузовик С306/ L4163 полной массой 5,5 т с цельнометаллической кабиной с люком в крыше. Плавающий 4-осный вариант С306/ L4230 (8x8) с водометным движителем так и не вышел из опытной стадии. Все машины предлагались с неразрезными ведущими мостами портального типа, двухконтурной пневмогидравлической тормозной системой, валами отбора мощности, системой подкачки шин, лебедками и кондиционером в кабине. До 1984 г. было построено 8718 автомобилей серии С300, которые стали последними машинами, разработанными на "Вольво" специально для вооруженных сил.

    К этому времени экономическая ситуация в Западной Европе обострилась и руководство "Вольво" решило прекратить разработки не только легких автомобилей, но и специальных армейских грузовиков, на смену которым пришли доработанные варианты обычных серийных машин. В 60-е гг. известные военные грузовики "Вольво-934" были заменены простыми коммерческими машинами F85 (4x4), к которым в 70-е гг. добавились тяжелые бескапотные грузовики и тягачи F89 (6x6) и капотное семейство N10/N12 (6x6/6x6) с новыми дизельными двигателями мощностью до 400 л.с. В конце 70-х гг. в армию стала поступать тяжелая гамма F10/F12 (4x4/6x6) с кабиной над двигателем, преобразованная в 80-х гг. в семейство FL10/FL12, ставшее главным в военной программе "Вольво". В 1985 г. к нему присоединился авиатранспортабельный вариант FL6 (4x4).

    В 90-е гг. военное производство "Вольво" заключалось в изготовлении многочисленных специализированных вариантов коммерческих грузовиков, составивших гамму армейских машин общего и тактического назначения. Их отличия сводились к усилению рамы и ходовой части, установке блокируемых дифференциалов, валов отбора мощности, гидромоторов для привода вспомогательного оборудования, одной или двух лебедок, стандартизованных сцепных устройств и дополнительных топливных баков. Некоторые автомобили получили полубронированные кабины с люком и пулеметной турелью, а также дублированные жизненно важные органы: электрооборудование, тормозные системы, двойной привод гидронасоса усилителя рулевого управления и т.д. Все они были приспособлены для работы в суровых климатических условиях и перевозки железнодорожным или авиационным транспортом, а также для монтажа специального оборудования или вооружения. Основным тактическим грузовиком оставалась модель FL6 (4x4) грузоподъемностью 3–5 т, оборудованная 6-цилиндровым дизелем мощностью 180–250 л.с., механической 6- или 8-ступенчатой коробкой передач, 3- или 7-местной кабиной, а варианты для работы в тропических регионах снабжали системой регулирования давления в шинах и кондиционером в кабине. Наиболее обширная многофункциональная серия FL10 выпускалась с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8 полной массой 21–42 т с одно- или двускатными задними колесами. Их комплектовали 10-литровым двигателем с турбонаддувом мощностью 285–320 л.с., механическими коробками передач с числом ступеней 8–12 или автоматическими 5- или 6-ступенчатыми. Машины семейства FL12 использовались для выполнения особых транспортных операций и предлагались в исполнениях 6x6 и 8x8 с 420-сильным дизелем и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач. В составе автопоездов полной массой до 100 т их применяли для буксировки 6-осных полуприцепов с тяжелой гусеничной бронетехникой. В 1998 г. фирма представила прототип FL12 (8x8) с автоматической коробкой передач и независимой рычажно-пружинной подвеской всех колес, разработанной ирландской компанией "Тимони" (Timoney).

    В серии FН16 была изготовлена партия тяжелых танковых тягачей. Одними из наиболее популярных армейских грузовиков марки "Вольво" стали капотные машины NL10/12 (6x6/ 6x6) полной массой до 37 т. На них использовали двигатели мощностью 320–405 л.с., механические или автоматические коробки передач с числом ступеней от 5 до 12, короткую или удлиненную кабину на 5–7 мест. В начале XXI века их сменили новые более совершенные семейства — многоцелевые бескапотные машины FM и FH, а также тяжелые капотные тягачи NH12. В 2003 г. на вооружение были приняты тактические грузовики FM9 и FM12 (6x6) с двигателями мощностью 260–380 л.с., а также танковые тягачи FH12 (6x6).


    ВольвоN10-6x6-1988

    ВольвоFL10-8x8-1992

    ВольвоFL12-6x6-1994

    ВольвоFL12.420-8x8-1998

    ВольвоFM12-6x6-2004

    ВольвоC303-4x4-1974

    Вольво С304-6x6-1975

    ВольвоC303-4x4-1976

    ВольвоFL6-4x4-1987

    ВольвоN10-6x6-1987

    Вольво-934F-6x6-1956

    Вольво-934F-6x6-1959

    Вольво-965-6x6-1959

    Вольво-934F-6x6-1960

    Вольво-9031-4x4-1963


    Вольво-915-4x4-1953

    Вольво-912-6x6-1955

    по материалам http://www.volvo51.ru/
    Комментарии 2 Комментарии
    1. Аватар для Dejmos
      Dejmos -
      забыли про Volvo Archer написать http://ru.wikipedia.org/wiki/Archer_...6%D0%B8%D1%8F)
      Шасси от сочлененного самосвала Volvo A30D.

      0 Недоступно! Недоступно!
    1. Аватар для liner
      liner -
      Dejmos, я не забыл
      я уже дважды такую статью писал вконтакте и здесь обсуждалось
      просто отложил на потом

      0 Недоступно! Недоступно!
  • .

Вход

Вход