Решено Техн. обзор. Сделано мной Восстановление блока SAS (датчик угла поворота руля)

A

alkuz

#1
Оффтоп
Итак, на фотографиях достаточно подробно показана конструкция датчика, и этапы его разборки. Саму процедуру сняти датчика фотографировать не стал, вопервых по тому, что она немного отличается на разных машинах и зависит от конструкции рулевого колеса и аэрбега. А во второых по тому, что конкретный датчик посто лежит у меня в столе и ждет своей очереди.

Из общих рекомендаций необходимо напомнить, что все процедуры связанные с аэрбегом необходимо производить через некоторое время после отключения батареи.

Ключевые моменты:
- Разбирая и отсоединяя друг от друга датчики и детали их образующие, по возможности фиксируем их в базовом положение от возможного проворота. Способы могут быть разные. От вкручивания самореза в специально подготовленное отверстие на блоке SAW (спирать со шлейфом), до фиксации малярным скотчем или нейлоновыми стяжками, в зависимости от возможностей и степени разборки.
- Разборка самого датчика SAS производится с нижней стороны (относительно расположения его на автомобиле), так что все углы и направления поворота, указанные диагностикой, нужно производить в зеркальном направлении.
- При выставлении угла, скорее всего вы не абсолютно точно попадете в нулевое положение. Если ошибка будет небольшая, ее можно компенсировать процедурой калибровки руля.

Итак, сама процедура:
- откручиваем три самореза и вынимаем центральную втулку. Обращаем внимание на взаиморасположение специальных маркеров на деталях.
- тонкой плоской отверткой "поднимаем" защелки. Для упрощения процедуры, можно воспользоваться зубочистками, подсовывая их под отжатые элементы.
- откручиваем два самореза, удерживающие плату радиальных датчиков.
- немного приподнимаем плату и аккуратно, не повредив шлейф, отодвигаем ее в сторону.
- проворачиваем центральную шайбу/шестерню на угол указанный диагностикой, не забывая про зеркальность направления.
- поднимаем центральную шайбу, выводя ее из зубчатого зацепления с приводной шестерней вертикального датчика.
- устанавливаем центральную шайбу на место, предварительно повернув ее в обратном направлении, в исходное положение.
- ставим на место плату, собираем блок в обратной последовательности.
- устанавливаем датчик на автомобиль, проверяем результат, корректируем ошибку калибровкой.

Как я уже писал в одной из тем, по такой методике была успешно восстановлена работоспособность нескольких датчиков. Срок эксплуатации первого из них почти год. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это не решает проблему полностью, так как основа проблемы в ухудшении от времени параметров оптических элеменов схемы. Однако эта процедура позоляет значительно отсрочить полную замену датчика, что в некоторых случаях бывает очень актуально.
Успехов!
 
A

alkuz

#2
К сожалению все необходимые фотки в один ответ не влезают. Продолжение фотоотчета:
 
A

Alexei

#3
alkuz написал(а):
К сожалению все необходимые фотки в один ответ не влезают. Продолжение фотоотчета:
Александр привет,
Спасибо за отчет. Есть пара вопросов:
1. "- проворачиваем центральную шайбу/шестерню на угол указанный диагностикой, не забывая про зеркальность направления."
Перерыл всю диагностику, не нашел угла. Можешь прицепить скриншот этого раздела или отписать, где искать? И для чего проворачиваем? Как контролируем точность проворота?

2. Первая фотка во втором посте "14.jpg" показан переменный резистор в красном кружочке. Что с ним делать нигде не описано. Для чего тогда показан?

3. Может сделать инструкцию в Ворде с правильно расставленными фотками и выложить на клубный ФТП в раздел: ...../CARS DOCS AND SOFT/Hand_made_Clubvolvo/
 
I

imori

#4
alkuz Привет, интересно узнать, работает ли до сих пор этот датчик после твоего ремонта?
Хочу сам отремонтировать улитку по твоему принципу (V70 2.4i 2005г.)
Можеш подробнее описать как надо поворачивать центральную шайбу учитывая зеркальность направления...
Все понял кроме этого.
Спасибо
 
A

alkuz

#5
Таких "ремонтов" было несколько и вобщем-то все прошли успешно и досих пор ездят, за исключением пары случаев, в которых результата сразу получить не удалось. По поводу "зеркальности"... Дело в том что блок разбирается снизу, относительно того, как он на колонке установлен. Просто нужно сопоставлять направление поворота шестерни с реальным направлением отклонения показаний датчика.
 
I

imori

#6
Я выяснил с помощью виды, что у меня ошибка по улитке. Значит надо еще выяснить на сколько градусов отклонилась шестерня.
Правильно ли я понял: что с помощью центральной шестерни нужно докрутить маленьку шестерню датчика до нужного угла указанного диагностикой?
После этого поднять центральную шестерню, вернуть на прежнее место и все собрать?
Только не очень понимаю как центральная шестерня фиксируется к кольцу которое находится под ней (15 jpg)? Когда шестерня крутится кольцо стоит на месте или тоже вращается?
Эти вопросы из-за того, что не держал ещё блока SAS в руках.
 
A

alkuz

#7
Идея понята правильно.
Центральная шестерня с кольцом соединяется направляющими штырьками.
Вобщем-то многое становится понятнее в живую.
 
I

imori

#8
Извиняюсь за очередной вопрос....
Центральная шестерня крутится вместе с кольцом с которым она соединяетя или не зависимо от кольца? Если она крутится вместе с кольцом, то после прокрутки, центральную шестерню нужно вернуть на место вместе с кольцом?
Это единственная деталь которой я не понимаю.
Спасибо.....
 
A

alkuz

#9
Взаиморасположение кольца и центральной шестерни неизменно и определено совпадением штырьков и отверстий во флянцах. Задача изменить взаимное располодение большой и малой шестерен, так как малая какраз отвечает за положение датчика угла
 
А

Алексей_512

#10
сегодня пытался починить датчик SAS по описанному Вами методу. Мой датчик выглядел точно также, как и на картинках(номер 30669744). диагностика показывала, что последнее правильное положение было "45 градусов влево". Разобрал, повернул шестерню на 45 градусов вправо, вынул из зацепа, собрал датчик. Начинает работать до 5-7 градусов и дальше выбивает ошибку - датчик вообще перестаёт выдавать показания — наверное, система выключает систему ANTI-SKID.
Ещё несколько раз разбирал-крутил-собирал - всё без толку.. :( то ли у меня руки кривые, то ли просто не повезло.

хочу заказать этот новый датчик, машина 2006 года. Подскажите, стоит заказывать точно такой же номер запчасти? или какой-то более новый артикул заказать?

Добавлено через 2 минуты
узнать бы, как этот датчик калибруется... его же собирают как-то, калибруют перед установкой. Явно должно быть какое-то сопротивление где-то, и колечки должны стоять в определённом положении. Но в каком?

калибровка руля не помогает.. такие печальные дела.
 
А

Алексей_512

#11
ура!

Уважаемые коллеги! 8)

благодаря вашим постам, а также моим стараниям, я починил датчик SAS!

И собираюсь написать пошаговую инструкцию, для тех, кто попал на датчик SAS.

основываясь на своём теперь уже блин опыте, я хочу сказать — ЛИНЕЙНЫЙ ДАТЧИК внутри SAS - ВООБЩЕ НИ ПРИ ЧЁМ!!!
проблема именно в 9 датчиках, расставленных по кругу.
Сейчас напишу пошаговую инструкцию.


РЕМОНТ ДАТЧИКА SAS или
ремонт ANTI-SKID SERVICE REQUI - 23
(по моему опыту).

Итак, приступим. Если вы увидели на б\к надпись ANTI-SKID SERVICE REQUI - 23, а сервисный сканер вам сказал "SAS internal error, SAS-008", то:

1) выставьте колёса ровно
2) заглушите мотор, вытащите ключ. Подождите 20-30 секунд.
3) вставьте ключ и заведите мотор НЕ ПРИКАСАЯСЬ К РУЛЮ.
4) прочитайте ошибки на БК (кнопка READ на торце левого рычага) НЕ ПРИКАСАЯСЬ К РУЛЮ.
5) У вас показывает ANTI-SKID TEMPORARY - 124 ? Отлично! эта инструкция для вас.
6) медленно(!!!!!!!!) вращайте руль влево до упора, смотря на БК. Главный вопрос - КАК БЫСТРО ВЫБИВАЕТ ОШИБКУ "SERVICE REQUI - 23" ПРИ ПОВОРОТЕ РУЛЯ? если ошибку вообще не выбило, верните руль на место (колёса прямо).
Запишите примерный угол, на сколько вы повернули руль, прежде чем выбило ошибку.
7) Если в п.6. у вас выбило ошибку - заглушите мотор, потом снова заведите, чтобы БК показывал "ANTI-SKID TEMPORARY - 124".
МЕДЛЕННО вращайте руль вправо. Выбило ошибку? запишите значение угла, на который повернули руль в п.6 и п.7 до выпадения ошибки.


ДАЛЕЕ АНАЛИЗИРУЕМ!
если в п.6 и п.7 у вас МЕНЕЕ ОДНОГО оборота (а у меня было 4 град влево и 1 градус вправо) - у вас проблема с девятью датчиками, раположенными по кругу!

если хоть один п.6 или п.7 содержит БОЛЕЕ ОДНОГО ОБОРОТА - у вас проблема с линейным датчиком. Как лечить линейный датчик - написал уважаемый alkuz. Я РАССКАЖУ КАК ЛЕЧИТЬ ДАТЧИК ИЗ ДЕВЯТИ ОПТИЧЕСКИХ СЕНСОРОВ

Делать нужно это в тёплом помещении. Датчик и прочее содержит много пластика, разъёмы тоже. Особенно страшно трогать разъмы подушки airbag. На холоде сами замёрзнете и пластик поломаете.


1) ОТКЛЮЧАЕМ АККУМУЛЯТОР (минусовую клемму. Ключ зажигания должен быть вынут)
2) снимаем подушку airbag. У кого 4-х спицевой руль:
а) снимаем кожух рулевой колонки (3 болтика TORX снизу рулевой колонки. Ключ зажигания вытащите, наконец)
б) поворачиваем руль на 90 град вправо(без двигателя, ничего страшного)
в) вставляем в дырку (на руле сзади) снизу тонкую плоскую отвёртку до конца (длина порядка 10-15 см) и, подцепив там пружину, давим на ручку отвёртки В НАПРАВЛЕНИИ ЦЕНТРА рулевой колонки. Вы почувствуете, как airbag под действием пружины наполовину вышел к вам.
г) поворачиваем руль на 180 влево (без гидрача, ничего страшного)
д) вставляем в дырку (на руле сзади) снизу тонкую плоскую отвёртку до конца (длина порядка 10-15 см) и, подцепив там пружину, давим на ручку отвёртки В НАПРАВЛЕНИИ ЦЕНТРА рулевой колонки. Вы почувствуете, как airbag под действием пружины весь вышел к вам.
пункты "в", "д" делать сложно только первый раз. На второй и последующие разы подушка AIRBAG снимается вами уже легко, как будто вы всю жизнь их снимали.

е) аккуратно вынимаем airbag, со всем почтением отключаем от него два разъема (зелёный и фиолетовый), (АККУМУЛЯТОР УЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТКЛЮЧЕН!!!), зажав защёлки разъёмов airbag тонкими плоскогубцами, либо тонкими пальцами.
ж) с почтением, уважением и почестями кладём airbag на заднее сидение. Я клал вверх разъёмами.
3) отключаем зелёный разъем кнопок руля, вынимаем из резиночки разъёмы airbag.
4) поворачиваем руль "прямо". Если вы правильно всё исполняли, то всего лишь на 90 град вправо. Можете замок зажигания воткнуть(иначе руль блокируется).
5) Выньте ключ зажигания. Головкой на 18 откручиваем руль, центральный болт. Руль тут же заклинит (тк ключ зажигания вытащен.
6) Вынимаем болт, и рисуем маркером метки, чтобы руль потом поставить идеально также.
Если вы забыли нарисовать метки, вы никогда не поставите руль ровно обратно. И вам никто не поможет. И даже не пожалеют вас. Только будут насмехаться и тыкать пальцем.

7) Снимаем руль и со всем почтением кладём на заднее сиденье рядом с airbag.
Внимание! Achtung! Attention! Attenzione! Под рулём сразу вы видите улитку со шлейфами внутри. Улитка имеет наклейку по кругу жёлтого цвета и смотровое окошечко слева внизу на 19 часах. Там должен быть виден жёлтый кружок. Если вы видите там жёлтый кружок, это означает, что улитка установлена по центру, правильно.

8 ) открутите один саморез(любой из трёх), которым держится улитка,
И ВКРУТИТЕ В УЛИТКУ, в отверстие для транспортировочного самореза. Этот саморез(которым держится улитка) идеально подходит в транспортировочное отверстие.
Если всё-таки скрутили улитку в неизвестном вам направлении - крутите в любую сторону до упора, не сильно, иначе порвёте шлейфы внутри. Как только почувствовали сопротивление (шлейф кончился), крутите 2,5 оборота обратно, пока не увидите в смотровом окошечке жёлтый кружок.

9) откручивайте улитку полностью, отцепив её разъём слева. У вас осталось открутить два самореза и улитка вытаскивается
первый раз улитка выходит туго. не бойтесь, не сломаете! при вынимании улитки вытаскивается два разъема сразу, поэтому так туго.

10) теперь у вас в руках датчик руля(под улиткой) и улитка. Уф. Сейчас буду писать продолжение этой саги.

Добавлено через 1 час 51 минуту
Итак, далее. Улитка у вас заблокирована от кручения транспортировочным болтиком, она никуда не крутанётся сама. И крутить её не нужно.

РАЗБИРАЕМ ДАТЧИК SAS.

в самом начале темы alkuz (за что ему большое, огромное спасибо) :beer сделал много фотографий, как разобрать датчик SAS. Я буду основываться на них и писать пояснения.

1) откручиваем датчик SAS от улитки со шлейфами.
не крутите кольцо в датчике SAS! вообще! Заметьте, что датчик SAS имеет два треугольничка - один на кольце, другой на корпусе. И они смотрят друг на друга (если вы всё правильно разобрали по инструкции выше!!!) смотрите, на 6 часах ровно(мелко, но видно):

Не крутите кольцо датчика SAS! Если забудете в каком оно было положении(ошибётесь на оборот, например) - Его невозможно выставить назад без сервисного сканера!

2) нарисуйте карандашом на обоих сторонах метки, чтобы потом собрать правильно.
3) откручивайте три самореза на кольце. Кольцо распадётся на два кольца, обнажая внутренности датчика.

Не крутите внутреннее кольцо! нанесите на него карандашом метки, как оно стоит (на случай, если всё же крутанёте)

4) защёлками разбирайте датчик

5) откручивайте плату, два самореза:

6) вынимайте плату
не крутите кольцо!!! оно может выпасть, ничем не держится!

7) Чистите щёточкой или ваткой со спиртом девять датчиков по кругу

8 ) продуйте чистым воздухом датчик точного положения (линейный).
9) прозвоните мультиметром шлейф, чтобы убедиться что он целый (что вы не сломали шлейф при разборе).

Проблема именно в девяти оптических датчиках! датчик внутри трёт пластмассовым кольцом о плату или о что-то ещё, и девять оптических датчиков ловят пластмассовую стружку!!! если хоть один из них забит (а это так), будет ошибка грубого датчика!
особенно уделите внимание на прорези на одной из сторон датчика. Эта прорезь - приёмник. У меня именно в прорези был кусок стружки.


всё, дальше собирайте обратно.


В зависимости о того, есть ли у вас доступ к сервисному сканеру для сброса ошибок:

1) ДОСТУПА К СКАНЕРУ НЕТ:
собирайте всё обратно, включая подушку безопасности и надейтесь на чудо. А оно должно произойти, если вы всё правильно собрали. Должна быть ошибка только ANTI-SKID TEMPORARY - 124. Она пропадёт сама собой через некоторое время и перестанет появляться. Ура!

2) ДОСТУП К СКАНЕРУ ЕСТЬ:
ставьте улитку, датчик. Подключайте улитку к машине. Аирбэг и руль не ставьте.
Подключайте аккумулятор, после этого заводите машину (или просто ключ в положение II.
Выпадут ошибки по аирбэгу - это нормально (подушка ж не подключена).
есть anti-skid temporary?

Крутите улитку вправо и влево на 1,5 оборота (НЕ БОЛЬШЕ!!!!!!!!!)
не допускайте рассинхронизации оборотов датчика SAS и улитки со шлейфами! (то есть никогда не крутите их отдельно, только вместе)
и убеждайтесь, что ошибка ANTI-SKID TEMPORARY - 124 не превращается в ANTI-SKID SERVICE REQUI - 23
будете крутить больше - выпадет ошибка по превышению значений угла поворота, она тоже - 23

не забывайте, что улитку нужно вернуть в то же самое центральное положение, когда видно жёлтую шайбу в смотровом окошечке. Обороты отсчитывать от этого "центрального" значения!




Если ошибка выпадает, снова разбирайте датчик — плохо почистили! или моя инструкция вам не подошла. Но упаси вас бог крутить кольцо просто так - я так докрутился до ошибки в 180 градусов(у меня был доступ к сканеру).


И несколько наблюдений в заключение моего опуса:
1) Рабочий диапазон линейного датчика - 4 оборота. Всего навсего! остальные - ошибка!
2) даже если всё поразломали и не знаете как собрать, все датчики в неизвестном вам положении - всё можно собрать! главное, чтобы начальное положение линейного датчика было между двух крайних меток на нём. Он даже будет работать со 124-й ошибкой, но вы запросто можете оказаться в точке , когда до ошибки "ANTI-SKID SERVICE REQUI - 23" у вас будет менее одного оборота влево или вправо. А в другую сторону будет 3,5 оборота до ошибки 23. А нужно быть в точке, как минимум, полтора оборота до ошибки в каждую сторону!

но без сервисного сканера стопудов не собрать, если вы потеряли все метки.
3) НЕЛЬЗЯ СМАЗЫВАТЬ ДАТЧИК SAS!!! на смазку наберётся пыль\грязь, и смазка может попасть в оптику.
4) не трогайте переменный резистор "VR1" внутри датчика SAS на плате. Его нормальное значение 0,25кОм. Я пробовал его крутить в обе стороны - ни на что не влияет, только при 0,15 уже датчик не работает вообще, на 0,35 кОм тоже. Поэтому я вернул его в начальное положение. Ни на что не влияет. НЕ ТРОГАТЬ! это точно не влияет ни на диапазон работы датчика. Я пробовал.

5) если вы всё починили, и при повороте руля в обе стороны до упора ошибку 23 не выбивает, а остаётся всего лишь ошибка ANTI-SKID TEMPORARY - 124, НО ПОСЛЕ 3-5 минут прямолинейного движения ошибка 23 снова выскакивает — вы не правильно собрали датчик SAS. Ваш физический ноль градусов не совпадает с "нулём" линейного датчика внутри SAS. Я писал - ноль у него между крайних меток! и без диагн сканера вы не узнаете, в какую сторону вы ошиблись. Природа этой ошибки такова, что вы едете прямо, а датчик говорит "180 градусов". Компьютер считывает показатели углового ускорения с датчиков угловог оускорения - а там ноль! Значит одна из черепашек врёт! и выпадает ошибка 23.



и, самое главное,
похоже, что датчик SAS - вещь вечная! просто в силу пластмассовых опилок, попадающих в оптику, он временно выбывает с поля.
Но если вы почистили оптику, и стираться там больше нечему, то он должен рабтать просто вечно.


Спасибо уважаемым форумчанам alkuz, vicc67, bezvas, ваши записи очень помогли в этом ремонте!



p.s. это сообщение - лишь моё личное мнени и опыт. Если у вас был другой опыт - поправьте. Это не догма, и не инструкция. Я записал свои мысли и порядок действий. Если кому поможет - хорошо! а если нет - обращайтесь в личку, попробую помочь!

в новосибе готов лично помочь с датчиком.
 
V

Vasoid

#12
На днях благополучно припаял термистор климата, который сам же и порвал.
Сегодня в сервисе "улиткой" обрадовали. Предстоит увлекательное приключение и с ней!
Заранее спасибо за статью!
 
P

prokt

#13
Спасибо за статью, очень помогло при мучениях с моей улиткой 8).
 
V

vtmol

#14
Несколько не понял про линейный датчик. Где он расположен? У меня ошибку -23 выбивает только при повороте влево на полтора оборота, т.е. до упора. Получаться все девять оптических сенсоров не причем? Что мне смотреть? Для контроля датчик разбирал, все девять датчиков в идеале чистые.
 
P

prokt

#15
Линейный датчик это тот к которому припаян шлейф
 
А

Алексей_512

#16
лево на полтора оборота, т.е. до упора. Получаться все девять оптических сенсоров не причем? Что мне смотреть?

у вашего оптического ЛИНЕЙНОГО датчика съехала яркость, как и писал alkuz. разобрать датчик, как показал alkuz, крутануть его в сторону ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ проблеме на 0,2-0,5 оборота и, выведя из зацепления зубы, собрать обратно. Но сильно прокручивать нельзя, у него диапазон всего 4 оборота. Проверьте это при снятом руле.
 
V

vtmol

#17
Крутанул на пол оборота вправо с перестановкой. В итоге постоянно горит -124, переходящая в -23 при движении по прямой после правых поворотов, но не всегда. На месте добиться перехода в -23 не получается. Возвратил как было,переставил на 0,25 оборота. -23 выпадает после любых оборотов через 2-3 мин при движении по прямой.
Как писал Алексей_512 уже нужен сканер или уже можно на третий раз поймать точное положение?
 
А

Алексей_512

#18
по-моему, вы слишком сильно скрутили, много оборотов дали.

при движении по прямой он выкидывает ошибку, тк датчики углового ускорения ничего не чувствуют.

видели на линейном датчике метки(2 или 3 шт, я не помню уже сколько их там)? так вот, "центр" должен находиться между этих меток. там большой простор между этими метками.

Сейчас можно попробовать вернуть линейный датчик в положение "между меток" и попробовать собрать.

если опять по прямой будет выбивать - дорога к сканеру. Он покажет сколько градусов установлен датчик(т.е. у вас центральное положение, а датчик говорит "90 градусов").
 
V

vtmol

#19
Да вроде пол- или четверть оборота по моему не много. Если только мы не о разных оборотах говорим. Я о оборотах центральной шайбы, а не о зубчатой приводной шестерни вертикального датчика.
 
А

Алексей_512

#20
да, всё верно говорите. Линейный датчик остался между меток? собрали точно правильно? по опыту — уж насколько я внимательно смотрел, но всё равно собрал первый раз датчик кверх ногами (центральное кольцо), в итоге была ошибка на 180 градусов.

это положение линейного датчика - единственное, которое не выбивает ошибку при 1,5 оборотах в каждую сторону? нужен эксперимент, датчику всё равно кранты, хуже уже не будет.
попробуйте разные положения линейного датчика, чтобы он оставался внутри меток.
 
Get involved!

Here you can only see a limited number of comments. On Клуб Вольво you see all comments and all functions are available to you. To the thread