G
Gregory
В Госдуму в очередной раз внесен законопроект об ужесточении наказаний для автомобилистов. Штрафы намереваются поднять в разы и вновь ввести балльную систему накопления нарушений («дырокол»). Поможет ли это сократить огромное количество жертв ДТП и навести порядок на дорогах?
«За»
Юрий ГЕЙКО, обозреватель «Новой»:
ВЫШЕ ШТРАФЫ — МЕНЬШЕ АВАРИЙ
Наконец-то уж который по счету проект ужесточения наказаний за нарушение ПДД внесен в Думу, но, судя по настрою президента, который думцы четко улавливают, на этот раз основа проекта станет законом. Где-то осенью этого года.
Я же улавливаю не настрой президента — уже который год пишу, говорю одно и то же: если мы хотим избавиться от бардака на дорогах, штрафы на дороге надо увеличивать. Знаю, что рискую утонуть в волне «народного гнева».
Самый главный вопль протеста: это повышение лоббирует только интересы кровопийц-гаишников! Вы сначала взяточничество на дорогах искорените, а потом штрафы повышайте, чтобы они шли в казну государства!
Да, к сожалению, гаишники будут набивать карманы туже. Но что делать — это издержки, от которых никуда не денешься: ведь для искоренения взяточничества на дорогах нужно искоренить их сначала в стране, на это и жизней трех поколений не хватит, а порядок на дорогах надо наводить сейчас.
Итак, сколько и за что?
• Проезд на красный. Было 50 рублей, будет 1000 — 1500. Отлично! «За»! Только надо четко прописать все случаи, которые могут стать спорными: желтый, мигающий зеленый, въезд на перекресток — выезд с перекрестка.
• Не пропустил пешехода на «зебре» или на его законный зеленый — пусть для тебя он тоже зеленый, но пешеход главнее — стань беднее на 800 рублей. Давно пора!
• Повернул, развернулся там, где запрещено. Было 50 рублей, будет 300—500. Правильно!
• Движение по тротуару, по обочинам. Было 50 рублей, а об обочинах в правилах вообще не говорилось, предлагается штраф 1000 рублей — правильно, можно было и больше.
• Непристегнутый ремень. Было предупреждение или штраф 50 рублей, предлагается 500. Аплодирую. Сейчас вам со всех сторон начнут рассказывать, как один, другой, третий остались живы только потому, что были не пристегнуты! Слушайте. Кивайте. Бывает, но очень редко — два-три случая из ста. В 97 случаях — наоборот. Это значит, что весь пристегивающийся мир — идиоты, одни мы умные? Вряд ли.
• Превышение скорости. На 10—20 км в час был штраф 50 рублей, будет 300. Категорически не согласен с цифрой 10. Тут будут постоянные недоразумения, потому что погрешность спидометров достигает 10 — 15 процентов! Кто это будет учитывать — инспектор на дороге? Начинать наказывать за превышение рублем надо с цифры не 10, а 20. Ниже — предупреждение.
• Превышение на 20—40 км — вот отсюда и надо начинать: было 100 рублей, будет 500. Многовато, вообще-то 300 было бы нормально.
• Превышение скорости на 40—60 км в час. Был штраф от 100 до 300 рублей, предлагается от 1000 до 1500 рублей. Нельзя! Во-первых, цифры штрафа надо вдвое уменьшить, а во-вторых, при наших бесконечных и далеко не всегда оправданных ограничениях скорости на дорогах начнутся большие проблемы.
Как у нас безобразно знаки ставят… Кто-то когда-то высокопоставленный разбился — знак поставили. Плохая дорога — знак поставили. Дорогу отремонтировали, высокопоставленного уж все забыли, а знаки остались. И стоят они десятилетиями.
Вывод: пока соответствующие службы наши дороги от «дурных» ограничений не расчистят, делать этот пункт проекта законом нельзя.
• Выезд на встречную полосу вместо 300—500 рублей штрафа или лишения прав на 2—4 месяца предлагается наказывать 2000—2500 рублей или лишением прав на срок от полутора до двух лет.
Вот где море для произвола и золотое дно для инспекторов и их собственного трактования правил: что такое выезд на встречную — завершение обгона или объезд препятствия, выезд одними левыми колесами или половиной машины, выезд на встречную или движение по встречной? Начнется настоящая охота инспекторов за левыми колесами за осевой.
Здесь, как нигде, необходимо отделить «мух» от «котлет»: одно дело — когда нарушитель идет на создание аварийной ситуации, а другое — когда ее и близко нет.
• И, наконец, за пьянку почти вдвое предложено ужесточить наказание: сейчас лишение прав до полутора лет, предлагается до 2,5 лет — «за» безусловно. Наконец-то будет узаконено понятие «опьянение»: оно начнется от бутылки пива — правильно!
• Если нарушение машины засек не «живой» инспектор, а фото- или телекамера, отвечать за него будет владелец машины — как в Европе. Правильно, рукописные доверенности давным-давно надо было ликвидировать.
• При всем при этом предлагается возврат к системе «дырокола», балльной системе накопления нарушений. То есть деньги решают не все — стал «злостным», отдохни от руля или найми водителя, если ты такой богатый. Вздыхаю, но покоряюсь: если уж «рубить хвост», то весь и сразу, а не по частям.
Вот, собственно, главное... Вывод: штрафы за нарушения на дорогах поднимать надо, не дожидаясь, пока в светлом будущем покончат со взяточничеством, — слишком много народа гибнет у нас в ДТП. Россия по смертям и увечьям — в группе африканских стран.
А факты свидетельствуют: чем выше в стране штрафы, тем меньше на ее дорогах смертей и увечий — нравится нам это или нет.
«За»
Юрий ГЕЙКО, обозреватель «Новой»:
ВЫШЕ ШТРАФЫ — МЕНЬШЕ АВАРИЙ
Наконец-то уж который по счету проект ужесточения наказаний за нарушение ПДД внесен в Думу, но, судя по настрою президента, который думцы четко улавливают, на этот раз основа проекта станет законом. Где-то осенью этого года.
Я же улавливаю не настрой президента — уже который год пишу, говорю одно и то же: если мы хотим избавиться от бардака на дорогах, штрафы на дороге надо увеличивать. Знаю, что рискую утонуть в волне «народного гнева».
Самый главный вопль протеста: это повышение лоббирует только интересы кровопийц-гаишников! Вы сначала взяточничество на дорогах искорените, а потом штрафы повышайте, чтобы они шли в казну государства!
Да, к сожалению, гаишники будут набивать карманы туже. Но что делать — это издержки, от которых никуда не денешься: ведь для искоренения взяточничества на дорогах нужно искоренить их сначала в стране, на это и жизней трех поколений не хватит, а порядок на дорогах надо наводить сейчас.
Итак, сколько и за что?
• Проезд на красный. Было 50 рублей, будет 1000 — 1500. Отлично! «За»! Только надо четко прописать все случаи, которые могут стать спорными: желтый, мигающий зеленый, въезд на перекресток — выезд с перекрестка.
• Не пропустил пешехода на «зебре» или на его законный зеленый — пусть для тебя он тоже зеленый, но пешеход главнее — стань беднее на 800 рублей. Давно пора!
• Повернул, развернулся там, где запрещено. Было 50 рублей, будет 300—500. Правильно!
• Движение по тротуару, по обочинам. Было 50 рублей, а об обочинах в правилах вообще не говорилось, предлагается штраф 1000 рублей — правильно, можно было и больше.
• Непристегнутый ремень. Было предупреждение или штраф 50 рублей, предлагается 500. Аплодирую. Сейчас вам со всех сторон начнут рассказывать, как один, другой, третий остались живы только потому, что были не пристегнуты! Слушайте. Кивайте. Бывает, но очень редко — два-три случая из ста. В 97 случаях — наоборот. Это значит, что весь пристегивающийся мир — идиоты, одни мы умные? Вряд ли.
• Превышение скорости. На 10—20 км в час был штраф 50 рублей, будет 300. Категорически не согласен с цифрой 10. Тут будут постоянные недоразумения, потому что погрешность спидометров достигает 10 — 15 процентов! Кто это будет учитывать — инспектор на дороге? Начинать наказывать за превышение рублем надо с цифры не 10, а 20. Ниже — предупреждение.
• Превышение на 20—40 км — вот отсюда и надо начинать: было 100 рублей, будет 500. Многовато, вообще-то 300 было бы нормально.
• Превышение скорости на 40—60 км в час. Был штраф от 100 до 300 рублей, предлагается от 1000 до 1500 рублей. Нельзя! Во-первых, цифры штрафа надо вдвое уменьшить, а во-вторых, при наших бесконечных и далеко не всегда оправданных ограничениях скорости на дорогах начнутся большие проблемы.
Как у нас безобразно знаки ставят… Кто-то когда-то высокопоставленный разбился — знак поставили. Плохая дорога — знак поставили. Дорогу отремонтировали, высокопоставленного уж все забыли, а знаки остались. И стоят они десятилетиями.
Вывод: пока соответствующие службы наши дороги от «дурных» ограничений не расчистят, делать этот пункт проекта законом нельзя.
• Выезд на встречную полосу вместо 300—500 рублей штрафа или лишения прав на 2—4 месяца предлагается наказывать 2000—2500 рублей или лишением прав на срок от полутора до двух лет.
Вот где море для произвола и золотое дно для инспекторов и их собственного трактования правил: что такое выезд на встречную — завершение обгона или объезд препятствия, выезд одними левыми колесами или половиной машины, выезд на встречную или движение по встречной? Начнется настоящая охота инспекторов за левыми колесами за осевой.
Здесь, как нигде, необходимо отделить «мух» от «котлет»: одно дело — когда нарушитель идет на создание аварийной ситуации, а другое — когда ее и близко нет.
• И, наконец, за пьянку почти вдвое предложено ужесточить наказание: сейчас лишение прав до полутора лет, предлагается до 2,5 лет — «за» безусловно. Наконец-то будет узаконено понятие «опьянение»: оно начнется от бутылки пива — правильно!
• Если нарушение машины засек не «живой» инспектор, а фото- или телекамера, отвечать за него будет владелец машины — как в Европе. Правильно, рукописные доверенности давным-давно надо было ликвидировать.
• При всем при этом предлагается возврат к системе «дырокола», балльной системе накопления нарушений. То есть деньги решают не все — стал «злостным», отдохни от руля или найми водителя, если ты такой богатый. Вздыхаю, но покоряюсь: если уж «рубить хвост», то весь и сразу, а не по частям.
Вот, собственно, главное... Вывод: штрафы за нарушения на дорогах поднимать надо, не дожидаясь, пока в светлом будущем покончат со взяточничеством, — слишком много народа гибнет у нас в ДТП. Россия по смертям и увечьям — в группе африканских стран.
А факты свидетельствуют: чем выше в стране штрафы, тем меньше на ее дорогах смертей и увечий — нравится нам это или нет.