Оффтоп
Женская команда Вольво воюет с усталостью и сушёно-мороженой пищей чтобы побить мужскую.
Сара Хастрайтер оказалась в Кейптауне, будучи должной своей напарнице по команде 20 бутылок пива. Это была цена, заплаченная где-то посреди Атлантического океана за две дополнительные плитки шоколада, одного из немногих доступных небольших удовольствий, но оказывающихся весьма большими и важными для моряков, сражающихся с мощными ветрами, сокрушающими волнами и усталостью чтобы пережить все 38 тысяч миль Океанской Гонки Вольво (Volvo Ocean Race).
Хастрайтер, в юношеском прошлом - наездник на родео, выросшая в Ларами (штат Вайоминг) вдалеке от океана, сейчас является членом команды SCA, единственной лодки в гонке с чисто женским экипажем. Их экипаж из 12 женщин в первом переходе гонки из испанского Аликанте в Кейптаун выполнил две важнейшие задачи: они прошли рейс в 6.5 тысяч миль без серьёзных повреждений и отказов оборудования и не стали последними. После 27 дней в море они вырвали победу у испанской команды MAPFRE.
"Девочки не прекращали борьбы" - сказала мне тридцатилетняя Сара в телефонном разговоре из Кейптауна. - "Мы не сдавались ни на миг".
Команда SCA спонсируется концерном SCA, крупным шведским производителем подгузников, туалетной бумаги и других предметов гигиены. Успехи команды доводятся до каждого из 44000 сотрудников, трудящихся по всему миру, посредством электронной почты, видео и веб-сайта. Генеральный директор Ян Йохансон даже летал в Кейптаун, чтобы присутствовать на финише первого этапа, и даже был в соседней комнате с той, где я беседовал с Сарой и её товарищем по команде Коринной Халлоран, судовым журналистом, исполняющей роль бортового хроникёра, чьей задачей была фиксация событий и рулёжка камбузом гоночной лодки. Ей могли не разрешить крутить ручки парусных лебёдок наравне с палубными, но это не значит, что её не привлекали к общей работе.
(Картинка: моряки крутят ручки парусных лебёдок 24 часа в сутки.)
После того, как флотилия разделилась, чтобы пойти на запад в направлении Бразилии, команда SCA попала в дождливый штиль на нескольких дней, пока им не удалось зацепиться за край циклона, что позволило пронестись как на крыльях через Южную Атлантику, чтобы догнать MAPFRE.
"Мы буквально отыгрывали по 6 миль каждые 6 часов у парней впереди нас" - сказала Халлоран (29 лет, из Род-Айленда). - "Навигатор говорил, что если бы мы дали на 1.6 узла больше, то за 5 дней мы бы их сделали, и у нас это получилось!"
Жизнь на борту лодки Volvo 65 далека от элегантной, а чисто женской команде приходится преодолевать ещё и отдельные обстоятельства, которых лишены мужские. Команде приходится обращать очень пристальное и строгое внимание на отдых и пищу, также трудно, как бы ни странно это могло бы показаться, находиться внутри углепластикового корпуса лодки, которая звенит как колокол, проносясь сквозь разбиваемую волну и может делать более 30 узлов или даже до 35 миль в час, скатываясь с волны.
“Мы не можем накачать мышцу так же быстро как мужчины”, - говорит Хастрайтер. - "Мы проходим долгий тяжёлый путь чтобы оказаться там, где мы есть сейчас, а в море мышцы сжигаются очень быстро, еслы вы не питаете своё тело достаточным образом. Нам приходится задействовать всю свою физическую мощь, потому что несмотря на то, что в целом мы сильные, в этом аспекте мы все еще позади мужчин".
Еда - это обезвоженные консервы в сумках, включая тушеное мясо, карри и макароны. “Иногда кажется, что это - лучшее, что ты когда-либо пробовал” - говорит Халлоран. - "А другой раз даже сочная курица оказывается распоследней едой, которую ты хотел бы съесть."
“Я смотрю на это просто как на топливо” - добавляет Хастрайтер.
(картинка: пакетированное сушёно-мороженое гоночное топливо)
Хастрайтер была баковой во время перехода в Кейптаун, что означает работу в особо опасном месте, требующем отличной физической подготовки для того, чтобы тянуть и менять паруса на заостренном носовом конце лодки, в то время как волны угрожают швырнуть их за борт или опрокинуть на неподвижные объекты на палубе. Действительно, у Сары был опасный случай в Англии, когда волна смыла ее и ещё двух матросов на палубу и ударила об один из острых как бритва швертов, помогающих удержать лодку на курсе при прохождении сквозь волну. Ей достаточно повезло - она была готова к такому повороту событий и даже разбившись о шверт, получила при этом небольшие, хоть и болезненные повреждения.
(Картинка: работая на баке матрос SCA команды рискует сильно травмироваться об острый шверт).
Хастрайтер в юности гонялась в родео, и лишь потом пошла в моряки. В первый раз она ступила на яхту всего 4.5 года тому назад на Карибах, где выполняла гуманитарную миссию борьбы со СПИДом. Как она сказала: "Я трудилась в Африке, но остановилась на Карибах, потому что у меня не было возможности пролететь обратно весь путь домой".
О себе она рассказывала: "Когда ходила в море в Санта-Крузе, у меня возникло большое желание пересечь на яхте океан, и тогда я узнала, что есть такая гонка с вашим участием. Я была настолько далека от всего этого, что не понимала, что это, можно сказать, элита, и нельзя просто так войти в неё".
Команду из 11 матросов и двух дублёров подбирали тщательнейшим образом на совместимость как на воде так и вне её. (“Я уверена" - говорит Хастрайтер - "что когда они складывали команду в единый паззл, никто даже не думал, что эта скотобаба будет последней её частью”.) Они потратили полтора года, тренируясь на базе на Канарских островах, прежде чем вышли в свою первую полномасштабную гонку.
Следующий этап ведёт команды в Абу-Даби через Индийский океан, ветреный и тяжело переваливающий свои холодные воды, который должен проверить их способность в течение долгих дней выдерживать условия максимальных физических нагрузок. Вахта меняется каждые четыре часа, и экипаж пытается ухватить хоть немного сна на узкой койке пока свободны от неё. Со слов Хастрайтер, пока они уберут тяжёлый такелаж и, наконец, попытаются расслабиться, у большинства из членов команды на сон остаётся не более 3-4 часов в целом. "На своей койке я пристёгиваюсь ремнём безопасности", - говорит она, добавляя к общей картине приключений небольшие нюансы как можно умудриться хоть немного отдохнуть на борту испытывающего жуткую килевую качку судна с постоянным шумовым уровнем проносящегося рядом грузового поезда.
(Картинка: Сара Хастрайтер разговаривает с коллегой Стейси Джексон лежа на спальных койках лодки)
Обычно это дешёвая отмазка сказать "мы здесь не ради победы", но у команды SCA действительно есть другие важные цели. Их усилия, которые большинству команд стоят от 20 миллионов долларов, помогает SCA лишний раз объявить о себе миру, поскольку это помогает быть более заметной в Северной Америке, где их продукты конкурируют с такими монстрами как Кимберли-Кларк, Джорджия-Пасифик и другими хорошо известными именами. Компания также использует команду Вольво, чтобы вдохновить ее собственных рабочих. Хастрайтер говорит и о своей надежде, что команда вдохновляет и других молодых девушек добиться возможности ступить на борт лодки.
"У нас есть сила вдохновить людей делать что-либо вне своей обычной зоны комфорта – это что-то вроде расширения возможностей для женщин" - говорит она. - "Мы можем это показать, затратив не очень много усилий".
PS. Слегка подкорректировал текст, найдя грамматические ошибки и неточности.