
Матвеич
баламут
RCM
Как вы думаете, много ли на земном шаре мест фактически не изведанных человеком? Открытых относительно недавно или фактически забытых человечеством? Ну или где человека фактически нет?
Мало, скажете вы. И, наверно, в общем, будете правы.
Хотя в деталях наверняка ошибетесь.
________________________
2016год выдался у меня не езжабельным. Да и этот то же не особо радовал дальними поездками. Все как-то не складывалось. Но уж если в силу ряда обстоятельств не едется, то хотя бы карты изучать мне не кто не мешает. Вот как-то глухим-глухим вечером, мягко переходящим в ранее утро я и нашел одно такое место. Причем не в Антарктиде или центральной Африке, а тут, под боком, практически в Европе.
__________________________
Возможно я и не прав, но мне кажется, что при освоении территорий человечеством преобладает линейное движение. Вот, например, освоение Американского континента происходило строго с востока на запад четко и планомерно в соответствии с береговой линией Атлантики.
С востока на запад, в строгом соответствии с границей леса и степи, происходило великое переселение народов по Евразийскому континенту. Причем поговорку «чем дальше в лес тем только толще партизаны» древние азиаты похоже знали довольно хорошо и в лес не лезли. Да и не только азиаты (поляки вон залезли и чем кончилось? - полякам кирдец, а у нас еще одним национальным героем больше).
И только русские идут своим путем и "против шерсти". Но и здесь мы видим то же линейное направление. Вот, например, есть Новгород, есть Киев, а между ними относительно ровный прямой путь и освоенная полоска вокруг этой линии. При этом находящиеся фактически на одной параллели и реально расположенный рядом Брянск с Киевом прямого сообщения не имел. Говорят, что дремучие брянские леса тому причиной. Но это в дремучем средневековье, скажете вы. И опять ошибетесь. Вот, например, уже и наши дни. И вот дорога от Москвы до Питера и далее. Очень востребованная магистраль. И территории вкруг нее то же очень и очень освоенные. А вот и дорога из Москвы на Ярославль и далее на Северную Двину и Архангельск. И то же очень востребованная магистраль. Именно та, которой в осемнадцатом веке к нам с рыбным обозом Михайло Ломоносов пришел.
Кстати интересно, а была бы у нас Российская академия наук, если б лобастый поморский подросток прибился не к рыбному обозу, а к обозу с какой-нибудь малосъедобной хренью?
А так ничего, сыто и не спеша прогулялся до Москвы. И да, до Москвы, а не в столицу. Ибо не было дороги в Питер из Архангельска. Не было тогда, нет и сейчас. Есть дорога из Москвы на Северную Двину и Архангельск. Есть дорога из Москвы в Питер и дальше на Мурманск. А вот между ними огромные просторы Южной Карелии и Архангельской области.
Ну да еще бескрайние леса Вологодчины и Коми протянувшиеся аж до самого "большого камня". Леса, с которыми за 100 лет не справились даже ударные многочисленные группы лесорубов в серых стеганных ватных куртках. Леса, где можно «удачно похоронить» армию не одного среднеевропейского агрессора. И за десяток другой лет лес полностью скроет ее следы. Но да это отдельный разговор.
А рассказать я вам хочу о другом, но не менее заповедном, месте. О так называемом Заонежье. Территории, расположенной между Онежским озером и Онежской губой Белого моря, условно ограниченной с востока Онегой и трассой Р21 с запада. Именно этими глухими лесами в начале XVIII века Петр I сумел осуществить беспрецедентную, по тем временам, операцию по переброске военных сил в купе с двумя боевыми кораблями из Белого моря через Онегу в Ладожское озеро и вставить этот горящий фитиль шведам прямо в… В общем очистили мы Невские берега от шведов.
Это тут на протяжении четырех столетий спокойно жили гонимые по всей остальной империи, ну кроме разве что таких же медвежьих углов в Сибири, старообрядцы. И жили в свое удовольствие. Причем не как медведи прячась по глухим скитам, а большими, крепкими поселениями, фактически большой коммуной-республикой протянувшейся на сотню километров вдоль реки Выг.

Не скрываясь. Глухомань тут.

Дорог фактически нет. Совсем. Есть остатки технологических направлений, создававшиеся для лесозаготовок. В большинстве своем это лабиринт не имеющий логического начала или конца. Просто дорога с одной поляны на другую. Ну или как чаще с одного болота до другого.
Все сообщение до 70-х годов прошлого века осуществлялось только по воде и только в рамках летней навигации или региональной авиацией. Но вот 30 лет назад, вместе с развалом государства, малая авиация приказала долго жить. А потом сгнили причалы и проржавели баржи. Все это ушло вместе с Союзом. А вот дорог так и не появилось.

Те банды джиперов, которые катают т.н. «осудареву дорогу» проходят этот край лишь по самой кромке. И поднимая глаза от очередной раскатанной "в ноль" топи, через облако комаров и гнуса, если повезет с погодой, могут видеть справа, в направлении Белого моря, невысокие горы.

Но поскольку лежат они в стороне от культовых для посещения заболоченных просек, перемешанных в грязь потому, что кто-то посчитал, что тут когда-то проходил волок Петра I, то и не едет туда особо никто.
Да и горы-то так, гряда из каменистых «лбов» и «горбов» не выше 400 метров. Место это - часть Балтийского кристаллическою щита, уступом приподнимающаяся над заболоченными равнинами Белого моря примерно в 30-50км от береговой линии. Да, да, да – это Ветреный пояс.

Горный кряж, расположенный на границе Карелии и Архангельской области и получивший свое название у поморов еще в древности из-за продуваемости ветрами с Белого моря.


Кряж простирается параллельно Поморскому берегу Белого моря от реки Нюхча и далее на юго-восток до реки Онега. Представляет собой горное сооружение, состоящее из гряд, со снижением общей высоты с северо-запада на юго-восток.

Западные склоны кряжа относительно круты и скалисты. Северо-восточные склоны в добавок к этому еще и разрезаны руслами текущих к Белому морю коротких и бурных рек. Напротив в южной, более пологой части гор, располагается полоса холмов.

Здесь много проточных озер и верховых болот.



Восточную часть кряжа ограничивает река Онега. Возвышенность полностью покрыта таёжными лесами.
Гряды и массивы, составляющие кряж, имеют собственные имена. Такие как расположенные на правом берегу Нименьги Медвежьи горы. Или Варогоры в среднем течении Шомокши. По Ветреному Поясу проходит континентальный водораздел Атлантики и Северного Ледовитого океана.
Длина Ветряного пояса около 200 км, высота 200—350 м.
Трудно представить (но тем не менее это так), что еще 90лет назад об этих горах, к слову не просто древних (возраст образования около 2,4млрд.лет!!!), а древнейших мировая картография вообще, и российская в частности, была, что говориться «ни сном, ни духом». Бытовало устойчивое мнение, что на этом месте, между Онежским озером и Онежской губой Белого моря расположена огромная заболоченная равнина. А поскольку клюква в таком объеме никому нафиг не нужна, то и не ходил туда никто. Болото – оно и в Заонежье болото. Поморы, правда, горы видели. Но молчали. А поскольку были хорошо приспособлены к жизни на море, то в горы то же не ходили. Ибо, опять же, нефиг. Возможно, что до сих пор эти горы так бы и не были открыты для человечества (аборигены-поморы не в счет), но в конце 20-х годов XX века в эти места забрел замечательный географ Михаил Николаевич Карбасников. Не знаю за чем он это сделал и поперся исследовать эту заболоченную равнину. Может стране был нужен торф, а может еще за чем. Но вот мужик удивился-то! А придя в себя развернул исследование данной местности. Шутка ли, найти неизведанный кусок поверхности земли в XXвеке! В 600-х километрах от Ленинграда!!! Именно благодаря его трудам эти горы появились на картах к 1940году.
А потом опять тишина. Вроде и полезные ископаемые нашли какие-то. И золотишко даже. А вот людей как не было, так и нет. И с каждым годом все меньше и меньше. В настоящее время есть пара бывших лесозаготовительных поселков со стороны Карелии по эту сторону гор. Последний мало-мальски крупный – поселок Валдай на Выгозере. «Жопа мира», куда дорогу протянули лишь в 1974году. Да и дорогой это проклинаемое местными направление назвать сложно. Пользуются ей только по очень большой необходимости.
Есть ряд старых поселков и в Архангельской области, с той стороны гор. Это Маленга и Малошуйка. Расположенные вдоль берега Онежской губы, эти поселки связаны лишь узкой, еще бьющейся жилкой северной железной дороги, накатанными по болотам зимниками зимой да еле приметными звериными тропами летом. Между ними есть еще Унижма, Куша и Неменги. Но населения в них фактически нет. Да и в Маленге с Малошуйкой с населением, прямо скажем, то же не очень. Работы нет. Даже лес валить не очень выгодно, ибо девать его не куда, а вывоз его затруднен. В 1950-е годы для вывоза леса здесь была построена обширная и разветвлённая узкоколейная сеть железных дорог от основной линии в сторону гор. Самый длинный участок дороги почти доходил до Хижозера. Однако уже в 1970-х—80-х годах дорогу упразднили, а пути потихоньку растащили.



И без того немногочисленное население живет чем придется. И жизнь и там потихоньку заканчивается. А природа забирает на время отданное людям обратно.




__________________________
А к чему, собственно, весь этот пост? - спросите вы. А просто я собираюсь туда в конце сентября на недельку за грибами. Вот и изучаю поманеху полигон.

Фото не мои, честно взяты с "просторов" а так же из описаний тут и тут
Мало, скажете вы. И, наверно, в общем, будете правы.
Хотя в деталях наверняка ошибетесь.
________________________
2016год выдался у меня не езжабельным. Да и этот то же не особо радовал дальними поездками. Все как-то не складывалось. Но уж если в силу ряда обстоятельств не едется, то хотя бы карты изучать мне не кто не мешает. Вот как-то глухим-глухим вечером, мягко переходящим в ранее утро я и нашел одно такое место. Причем не в Антарктиде или центральной Африке, а тут, под боком, практически в Европе.
__________________________
Возможно я и не прав, но мне кажется, что при освоении территорий человечеством преобладает линейное движение. Вот, например, освоение Американского континента происходило строго с востока на запад четко и планомерно в соответствии с береговой линией Атлантики.
С востока на запад, в строгом соответствии с границей леса и степи, происходило великое переселение народов по Евразийскому континенту. Причем поговорку «чем дальше в лес тем только толще партизаны» древние азиаты похоже знали довольно хорошо и в лес не лезли. Да и не только азиаты (поляки вон залезли и чем кончилось? - полякам кирдец, а у нас еще одним национальным героем больше).
И только русские идут своим путем и "против шерсти". Но и здесь мы видим то же линейное направление. Вот, например, есть Новгород, есть Киев, а между ними относительно ровный прямой путь и освоенная полоска вокруг этой линии. При этом находящиеся фактически на одной параллели и реально расположенный рядом Брянск с Киевом прямого сообщения не имел. Говорят, что дремучие брянские леса тому причиной. Но это в дремучем средневековье, скажете вы. И опять ошибетесь. Вот, например, уже и наши дни. И вот дорога от Москвы до Питера и далее. Очень востребованная магистраль. И территории вкруг нее то же очень и очень освоенные. А вот и дорога из Москвы на Ярославль и далее на Северную Двину и Архангельск. И то же очень востребованная магистраль. Именно та, которой в осемнадцатом веке к нам с рыбным обозом Михайло Ломоносов пришел.
Кстати интересно, а была бы у нас Российская академия наук, если б лобастый поморский подросток прибился не к рыбному обозу, а к обозу с какой-нибудь малосъедобной хренью?
А так ничего, сыто и не спеша прогулялся до Москвы. И да, до Москвы, а не в столицу. Ибо не было дороги в Питер из Архангельска. Не было тогда, нет и сейчас. Есть дорога из Москвы на Северную Двину и Архангельск. Есть дорога из Москвы в Питер и дальше на Мурманск. А вот между ними огромные просторы Южной Карелии и Архангельской области.
Ну да еще бескрайние леса Вологодчины и Коми протянувшиеся аж до самого "большого камня". Леса, с которыми за 100 лет не справились даже ударные многочисленные группы лесорубов в серых стеганных ватных куртках. Леса, где можно «удачно похоронить» армию не одного среднеевропейского агрессора. И за десяток другой лет лес полностью скроет ее следы. Но да это отдельный разговор.
А рассказать я вам хочу о другом, но не менее заповедном, месте. О так называемом Заонежье. Территории, расположенной между Онежским озером и Онежской губой Белого моря, условно ограниченной с востока Онегой и трассой Р21 с запада. Именно этими глухими лесами в начале XVIII века Петр I сумел осуществить беспрецедентную, по тем временам, операцию по переброске военных сил в купе с двумя боевыми кораблями из Белого моря через Онегу в Ладожское озеро и вставить этот горящий фитиль шведам прямо в… В общем очистили мы Невские берега от шведов.
Это тут на протяжении четырех столетий спокойно жили гонимые по всей остальной империи, ну кроме разве что таких же медвежьих углов в Сибири, старообрядцы. И жили в свое удовольствие. Причем не как медведи прячась по глухим скитам, а большими, крепкими поселениями, фактически большой коммуной-республикой протянувшейся на сотню километров вдоль реки Выг.

Не скрываясь. Глухомань тут.

Дорог фактически нет. Совсем. Есть остатки технологических направлений, создававшиеся для лесозаготовок. В большинстве своем это лабиринт не имеющий логического начала или конца. Просто дорога с одной поляны на другую. Ну или как чаще с одного болота до другого.
Все сообщение до 70-х годов прошлого века осуществлялось только по воде и только в рамках летней навигации или региональной авиацией. Но вот 30 лет назад, вместе с развалом государства, малая авиация приказала долго жить. А потом сгнили причалы и проржавели баржи. Все это ушло вместе с Союзом. А вот дорог так и не появилось.

Те банды джиперов, которые катают т.н. «осудареву дорогу» проходят этот край лишь по самой кромке. И поднимая глаза от очередной раскатанной "в ноль" топи, через облако комаров и гнуса, если повезет с погодой, могут видеть справа, в направлении Белого моря, невысокие горы.

Но поскольку лежат они в стороне от культовых для посещения заболоченных просек, перемешанных в грязь потому, что кто-то посчитал, что тут когда-то проходил волок Петра I, то и не едет туда особо никто.
Да и горы-то так, гряда из каменистых «лбов» и «горбов» не выше 400 метров. Место это - часть Балтийского кристаллическою щита, уступом приподнимающаяся над заболоченными равнинами Белого моря примерно в 30-50км от береговой линии. Да, да, да – это Ветреный пояс.

Горный кряж, расположенный на границе Карелии и Архангельской области и получивший свое название у поморов еще в древности из-за продуваемости ветрами с Белого моря.


Кряж простирается параллельно Поморскому берегу Белого моря от реки Нюхча и далее на юго-восток до реки Онега. Представляет собой горное сооружение, состоящее из гряд, со снижением общей высоты с северо-запада на юго-восток.

Западные склоны кряжа относительно круты и скалисты. Северо-восточные склоны в добавок к этому еще и разрезаны руслами текущих к Белому морю коротких и бурных рек. Напротив в южной, более пологой части гор, располагается полоса холмов.

Здесь много проточных озер и верховых болот.



Восточную часть кряжа ограничивает река Онега. Возвышенность полностью покрыта таёжными лесами.
Гряды и массивы, составляющие кряж, имеют собственные имена. Такие как расположенные на правом берегу Нименьги Медвежьи горы. Или Варогоры в среднем течении Шомокши. По Ветреному Поясу проходит континентальный водораздел Атлантики и Северного Ледовитого океана.
Длина Ветряного пояса около 200 км, высота 200—350 м.
Трудно представить (но тем не менее это так), что еще 90лет назад об этих горах, к слову не просто древних (возраст образования около 2,4млрд.лет!!!), а древнейших мировая картография вообще, и российская в частности, была, что говориться «ни сном, ни духом». Бытовало устойчивое мнение, что на этом месте, между Онежским озером и Онежской губой Белого моря расположена огромная заболоченная равнина. А поскольку клюква в таком объеме никому нафиг не нужна, то и не ходил туда никто. Болото – оно и в Заонежье болото. Поморы, правда, горы видели. Но молчали. А поскольку были хорошо приспособлены к жизни на море, то в горы то же не ходили. Ибо, опять же, нефиг. Возможно, что до сих пор эти горы так бы и не были открыты для человечества (аборигены-поморы не в счет), но в конце 20-х годов XX века в эти места забрел замечательный географ Михаил Николаевич Карбасников. Не знаю за чем он это сделал и поперся исследовать эту заболоченную равнину. Может стране был нужен торф, а может еще за чем. Но вот мужик удивился-то! А придя в себя развернул исследование данной местности. Шутка ли, найти неизведанный кусок поверхности земли в XXвеке! В 600-х километрах от Ленинграда!!! Именно благодаря его трудам эти горы появились на картах к 1940году.
А потом опять тишина. Вроде и полезные ископаемые нашли какие-то. И золотишко даже. А вот людей как не было, так и нет. И с каждым годом все меньше и меньше. В настоящее время есть пара бывших лесозаготовительных поселков со стороны Карелии по эту сторону гор. Последний мало-мальски крупный – поселок Валдай на Выгозере. «Жопа мира», куда дорогу протянули лишь в 1974году. Да и дорогой это проклинаемое местными направление назвать сложно. Пользуются ей только по очень большой необходимости.
Есть ряд старых поселков и в Архангельской области, с той стороны гор. Это Маленга и Малошуйка. Расположенные вдоль берега Онежской губы, эти поселки связаны лишь узкой, еще бьющейся жилкой северной железной дороги, накатанными по болотам зимниками зимой да еле приметными звериными тропами летом. Между ними есть еще Унижма, Куша и Неменги. Но населения в них фактически нет. Да и в Маленге с Малошуйкой с населением, прямо скажем, то же не очень. Работы нет. Даже лес валить не очень выгодно, ибо девать его не куда, а вывоз его затруднен. В 1950-е годы для вывоза леса здесь была построена обширная и разветвлённая узкоколейная сеть железных дорог от основной линии в сторону гор. Самый длинный участок дороги почти доходил до Хижозера. Однако уже в 1970-х—80-х годах дорогу упразднили, а пути потихоньку растащили.



И без того немногочисленное население живет чем придется. И жизнь и там потихоньку заканчивается. А природа забирает на время отданное людям обратно.




__________________________
А к чему, собственно, весь этот пост? - спросите вы. А просто я собираюсь туда в конце сентября на недельку за грибами. Вот и изучаю поманеху полигон.

Фото не мои, честно взяты с "просторов" а так же из описаний тут и тут
Последнее редактирование: