S60 II Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)

Вы смотрите тему:
S60 II Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
fox proteus

fox proteus

0
Регистрация
8 Сентябрь 2011
Сообщения
105
Возраст
38
Марка машины
Citroen
Имя
Аркадий Винокуров
Всем хой!
 
Ксению Аркадьевну продал, а Вольво-жизнь не отпускает :) Многие, кто в теме АЗ, в курсе по записям с форума magnitola.org, что там есть человек с таким же ником и занимается он настройкой аудиосистем в автомобилях. Собственно, тот fox proteus на Магнитоле и я - одна и та же личность :) Вот решил освоить новую для себя площадку для выражения своих мыслей, тем более для этого подвернулся отличный повод.
 
А именно, с месяц назад на родной Магнитолке появился пост-вопрос от Олега Olkouk61 с вопросом о том, что же можно сделать с аудиосистемой в его новенькой Volvo s60 2014 года. На тот момент я ещё был владельцем музыкальной Volvo XC70 (принесшей мне некоторую изветсность в некоторых кругах)))) и охотно включился в обсуждение темы, которое плавно переросло в личную переписку с Олегом и серию реальных встреч (оказалось, что он живёт в моём районе). Самое интересное, что меня зацепило в его вопросах - то, что человек знает о понятии звуковой сцены в авто, но при этом хочет при доработке аудиосистемы ограничиться небольшим бюджетом (кризис на дворе, всё-таки ;)). А хороший звук при маленьких вложениях - был основой моей нищебродской концепции при построении системы в той самой XC70.
 
Итоги изысканий Олега показали, что большинство владельцев S60 для улучшения штатного звука (пока никак не буду его характеризовать - на то есть причины) тупо меняют динамики, покупая комплекты акустики Focal, Morel, JBL и прочее. Говорят, на вольво-форумах даже есть  целый рейтинг по  рекомендуемой владельцами S60 аустики на замену штатной. Эффекты описывают разные - от "ну да, стало получше" до "вау!". При этом, считают штатный усилитель нормальным. Ведь производитель сообщает, что он мощный, аж 4x40Вт! При этом он размещён в достаточно большой коробульке и имеет очень сложную систему взаимодействия с машиной - по MOST шине и по CAN шине. Поэтому на замене акустики обычно и останавливаются по принципу "и так сойдёт"
 
Моё мнение - тупая замена акустики даёт эффект разве что на уровне "ласкания ух другой кривизной" и самовнушения.
 
Второй вариант доработки штатки, который использовали некоторые владельцы XC70 2012 года, имеет более серьёзный подход. Дело в том, что шина MOST - есть ни что иное, как специальная шина для обмена данными между блоками мультимедийной системы, транспортом для которой является оптоволоконная линия. При этом, из потока данных, гуляющих по MOST шине можно вычленить и практически чистый цифровой аудиосигнал от всех доступных в штатном головном устройстве источников - и чистая цифра с CD и оцифрованное радио и музыка с iPod, и прочее, прочее, прочее. Для этого есть адаптеры типа MOBridge, Audison, ТРИОМА. Из трёх названных, кстати, живо только проект ТРИОМы, Мобридж, который делал блоки в том числе и по заказу аудизона - похоже, загнулся. Триома на выходе даёт оптику SPDIF, которую можно подать на цифровой аудиопроцессор типа Alpine PXA-h800, Audison bit one, Helix DSP и т.д. Далее - усилители, акустика. Желающие могут погуглить и понять, насколько это решение выходит небюджетным. Особенно сейчас, когда рубль летит в пропасть :(
 
И тут включился мой, ищущий нищебродских решений, мозг))) Для начала, я решил послушать, что же творится у Олега в машине. Делал это дважды: первый раз после неудачной ШВИ, второй раз - после переделывания ШВИ дверей. Поскольку настройки - моя вторая профессия, при людях, увлеченных автозвуком, я не появляюсь без ноутбука и измерительного микрофона, а также без своих настрочных дисков :)
Измерение АЧХ штатной системы в Вольве Олега и прогон тестовых треков показали огромнейший потенциал штатки (при разумном бюджете). Из основных косяков, мешающих получить аудиофильский звук начального уровня в этой мшаине были замечены:
1) Слишком ровная АЧХ на средних и высоких частотах(!)
2) акцент не на тех низких частотах (бас гудит, короче :))
3) Несимметричная АЧХ на месте водителя (чуть позже поймём, что это значит и для чего это нужно)
4) Отсутствие сцены из-за несфазированности динамиков
Остальное всё - действительно на достаточно высоком уровне (при условии, что сделана нормальная ШВИ дверей)
 
Следующим шагом было вскрытие усилителя на предмет изучения его внутренней архитектуры. Мысли по его доработке к этому моменту у меня уже были. Вскрытие показало:
1) Усилитель внутри сделан оооочень просторно за счёт применения максимально интегрированных решений. На рассыпухе не собрано НИ-ЧЕ-ГО. Единственные транзисторы - ключи mute.
2) Большая часть платы усилителя (почти две трети) отдана под цифровую часть (микрухи работы с MOST шиной (она же - DSP)  и CAN шиной, микросхема памяти + их обвязка)
3) Непосредственно усилитель представлен в виде одной маленькой микросхемки TAS5414A. Которая при разумном уровне искажений выдаёт никак не более 15 Ватт на канал! Естественно, в одной микрухе собраны все четыре канала. Микруха имеет аналоговый вход. Соответственно, где-то на плате спрятаны ЦАПы. Их я тоже отыскал - AKM4388VT в количестве двух штух, выхлоп которых проходит через "мусорные" ОУ JRC 4580
4) В целом, применена достаточно аудиофильская схема - от ГУ до усилка - цифра, далее - цапы, один комплект ОУ, с которого дальше сигнал приходит сразу на входные каскады УМ. Есть только несколько НО: что ЦАП, что ОУ - мусор, а интегральный УМ D-класса - ваще жесть))). Ну и самое главное - в  микросхеме цифровой обработки сигнала идёт сильное надругание над цифрой: коррекция АЧХ под штатную акустику, регулировка громкости и прочие непотребства.
 
НО! это уже аудиофильские заморочки среднего уровня. А у нас - начальный))) Поэтому, надо тупо устранить четыре косяка, описанных выше. И для этого есть решение! идём на miniDSP.com и заказываем там плату miniDSP 2x4 и внедряем её в усь между ЦАПами и микросхемой усилителя мощности! эта штука даст нам 
- побортный эквалайзер
- кроссоверы на 4 канала с перспективой перехода на поканальный фронт ИЛИ добавление внешнего сабвуфера
- 4 канала задержек
- возможность вывести линейные выходы из этого усилка и подать их на внешние, более мощные усилители, заодно скорректировав сигнал задержками, эквалайзером и кроссоверами.
 
При таком подходе - нам пофиг на линейность того, что идёт с ЦАПов на процессор miniDSP - мы будем корректировать АЧХ системы, которая на выходе из акустики достаточно ровная (будем не из дерьма конфетку лепить, а из песка замки строить)))). Кроме того, при общем уровне усилка лишнее АЦП преобразование не сильно повлияет на качество сигнала (по факту на мой слух вообще не повлияло :)), особенно если учесть, что АЦП на miniDSP выполнен достаточно качественно.
 
Приняв верное решение, Олег оставил мне машины на время командировки, а я приступил к реализации задуманного.
 
Для начала вынул усилок, удачно расположенный под передним пассажирским сиденьем
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
После вскрыл его, и, на включенной аудиосистеме, при помощи щупов, подключенных на вход ноутбука запущенным спектранализатором определил на усилителе соответствие входных ног нужным выходам (FL, FR, RL, RR)
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
После - перевернул плату и отыскал соответствуюшие ОУ и ЦАПЫ, а также ключи mute соответствующих каналов. 
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
Между ключами mute и переходом на обратную сторону платы, где расположена микросхема УМ, есть довольно дринные дороги, которые удобно перерезать, зачисить и подпаять к ним провода для передачи сигнала на плату процессора с неё на микросхему УМ. 
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
Заодно примерил размещение платы и приклеил к основной плате усилителя латунные стойки. Сначала супер-клеем, а сверху залил вот таким замечательным клеем done deal:
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
 
 
Вот так выглядят перерезанные дороги
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
 
подпаиваемся:
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
с конденсатора С613 берём сигнальную землю, с фронтального ЦАПа берем сигнал на вход в процессор. Входов у процессора всего два - один левый канал и один правый. Зато выходов - четыре. Поэтому выход со штатного тылового Цапа мы ни к чему не подключаем, ибо в такой машине тыл - зло. 
Но выходов у платы процессора - две пары. Поэтому одну пару мы подключаем на фронтальные входы микросхемы усилителя, а другую пару - на тыловые входы усилителя. Таким образом, мы сможем в дальнейшем одной только перекоммутацией акустики перейти на полноценную поканалку с помощью этого теперь уже процессорного усилителя.
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
заливаем место пайки тем же клеем, ставим процессор на место и припаиваемся к его плате.
Питание процессора взято с соответствующих дорожек возле ног микросхемы УМ - там оно уже отфильтровано.
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
Тащим в машину и получаем легкий фейл. между ключами mute и входом УМ нет разделительных конденсаторов, а родные разделительные конденсаторы на выходе miniDSP имеют слишком большую ёмкость и УМ х воспринимает как почстоянку на входе, из-за чего не включается.
 
Но не беда: покупаем нужные пленочники 1мкф на 63 вольта и подключаем сигнальные провода в обход штатных разделительных miniDSP через новые кондёры. Заливаем места пайки тем же Done Deal, собираем усилитель и настраиваем систему :)
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
Немного графиков.
 
Левая и правая сторона до настройки:
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
Левая и правая сторона после сведения их по уровню
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
Общая АЧХ после дополнительной коррекции эквалайзером тонального баланса
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
О звуке рассказал уже сам Олег :)
 
ЗЫ Небольшой комментарий по побортному эквалайзеру - это такая штука, которая помимо задержек позволяет грамотно сводить сцену: чтобы голоса и инструменты не гуляли по сцене в зависимости от ноты, а чётко стояли каждый на своём месте.
 
В этой теме есть полезные ответы
Последнее редактирование:
Мне в Нивейке всё одно, что Фокал, что 4ГД8. Зато сёдни по пашне за вод по делу в общем, так жиганул, что крышу потом пол-часа отмывал. Не считая остального. Пока у Магнита стоял, грязи килограмм десять сползло...:)
 
@Vicc67 написал(а):
Озвучь, пожалуйста, бюджет сей доработки: дюнаудио в хс90 крайне разочаровал после премиум саунда в ХС70.
Надо для начала положить вибру и шумку на двери, пропаять все швы на дверной карте термоклеем, а по периметру нанести маделин, чтобы плотнее прижималась. Одно только это великолепный эффект дает. Ну и саб конечно желателен, низких маловато (не знаю как в премиуме, но в хай-перфоманс точно). Буду у себя по весне делать обязательно.

----------

@Mihan написал(а):
у 90% пищалки перегоревшие
Гм. Надо проверить. :)
 
ОК, DSP после ОУ.
@fox proteus написал(а):
В s60 второго поколения штатка НЕ ХРИПИТ.
Т.е. УМ остаётся старый?

Не хрипит, т.е. когда играет музыка и выходная мощность на выходе всего лишь 15-30 Вт (на канал), при этом насколько мне известно на осциллограмме выходного сигнала амплитуда в пике может доходить до 50В и более. Пик только очень короткий, а интегрально мощность низкая.
Штатный усилитель отрабатывает пики или упирается в "клип", как простые интегральные мостовые усилки питающиеся от бортсети?
 
Последнее редактирование:
DAC написал(а):
ОК, DSP после ОУ.

Т.е. УМ остаётся старый?

Не хрипит, т.е. когда играет музыка и выходная мощность на выходе всего лишь 15-30 Вт (на канал), при этом насколько мне известно на осциллограмме выходного сигнала амплитуда в пике может доходить до 50В и более. Пик только очень короткий, а интегрально мощность низкая.
Штатный усилитель отрабатывает пики или упирается в "клип", как простые интегральные мостовые усилки питающиеся от бортсети?

Да, УМ остаётся старый с возможностью подключить новый

К сожалению 100% ответа на Ваш вопрос дать не могу, ибо не производил соответстующих измерений. Однако по изучению даташита могу сказать следующее. Питание внутренних каскадов УМ микросхемы TAS5414a производится исключительно отфильтрованным бортовым напряэением, т.е. до 50В сигнал на выходе в пиках разгоняться не будет. Но, при этом, в блок-мхеме микрухи присутствует модуль детектирования клипа. Соответственно, не знаю, как это реализовано (либо ограничение уровня подаваемого на выходные каскады УМ сигнала, либо mute УМ), но клип мы не услышим на этом усилителе.
 
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)

Вольва с миниДСП в штатном усе всю неделю будет у меня — буду переделывать штатную коммутацию под поканалку. Соответственно, в понедельник, 22 декабря, с 19:30 до 21:30 у всех желающих будет возможность послушать то, что получилось у Олега в машине, он разрешил. Мои контакты и адрес — в личку!
 
Последнее редактирование:
fox proteus написал(а):
Посмотреть вложение 221614

Вольвас миниДСП в штатном усе всю неделю будет у меня — буду переделывать штатную коммутацию под поканалку. Соответственно, в понедельник, 22 декабря, с 19:30 до 21:30 у всех желающих будет возможность послушать то, что получилось у Олега в машине, он разрешил. Мои контакты и адрес — в личку!
что это такое s 60? Где территориально?

----------

Я наверно следующий буду на дороботку, но сначала надо сделать ШВИ.
 
fox proteus, посмотрел datasheet.
Усилку бы штатному PVdd разогнать до 22В было бы здорово. Поставить внешний DC/DC. Можно тот, что 12-24 преобразует (такие есть готовые корпусированные и мощные и дешёвые).
Можно такой, который для питания ноутов от 12В используется (тоже недорогие).
 
Привет! Из темы правельно понял?, данная доработка дает возможность подключения внешнего усилка?
 
al2 написал(а):
что это такое s 60? Где территориально?

----------

Я наверно следующий буду на дороботку, но сначала надо сделать ШВИ.
Да, s60 2014 года.
Координаты напишу в личку.

----------

DAC написал(а):
fox proteus, посмотрел datasheet.
Усилку бы штатному PVdd разогнать до 22В было бы здорово. Поставить внешний DC/DC. Можно тот, что 12-24 преобразует (такие есть готовые корпусированные и мощные и дешёвые).
Можно такой, который для питания ноутов от 12В используется (тоже недорогие).

Идея здравая. Но! У этого усилка беда с охлаждением. Несмотря на то, что он D-класс, стандартной жести корпуса через термопрокладку для нормального теплоотвода не хватит. Разве что пилить корпус и пришпандоривать нормальный радиатор. Но тут трудозатраты сравнимы с приобретением внешнего усилка;)

----------

port написал(а):
Привет! Из темы правельно понял?, данная доработка дает возможность подключения внешнего усилка?

Да, такая возможность тоже появляется.
 
port написал(а):
Привет! Из темы правельно понял?, данная доработка дает возможность подключения внешнего усилка?

И еще встает маленький вопрос, управление питанием, внешним усилком:)
 
otroda написал(а):
И еще встает маленький вопрос, управление питанием, внешним усилком:)

Решаемый вопрос;)
 
@fox proteus написал(а):
Идея здравая. Но! У этого усилка беда с охлаждением.
Мы поднимаем напряжение питания, ток-то прежний должен остаться. Потери на ключах и т.п. такие же...
Не думаю, что сильно нагрев увеличится.
К тому же работать будет при той же выходной мощности при более низких токах, наоборот холоднее должен стать.
Вообще, образно если, то везде, где можно, повышение напряжения снижает вес и улучшает характеристики.
 
Последнее редактирование:
DAC написал(а):
Мы поднимаем напряжение питания, ток-то прежний должен остаться. Потери на ключах и т.п. такие же...
Не думаю, что сильно нагрев увеличится.
Тоже здравая мысль. Но я бы всё-таки перестраховался, чтобы исключить возможность "спалить усилитель"
 
fox proteus написал(а):
Посмотреть вложение 221614

Вольва с миниДСП в штатном усе всю неделю будет у меня — буду переделывать штатную коммутацию под поканалку. Соответственно, в понедельник, 22 декабря, с 19:30 до 21:30 у всех желающих будет возможность послушать то, что получилось у Олега в машине, он разрешил. Мои контакты и адрес — в личку!

Есть шанс, что к 19:30 подъедет машина с наплохим полноценным инсталлом (правда Тойота, а не Вольво)))) Будет отличная возможность понять, что такое автозвук, и на что обычно тратятся деньги!:) Однако, эта машина пробудет недолго, так что спешите успеть к 19:30;)
Club Volvo. Ru - Аудиофильская доработка штатного усилителя (подходит также для XC70 III)
 
ura2ura написал(а):
ГУ на ней будет штатное?:dum

На Тойоте? нет, уже не штатное. Там от штатной музыки уже ничего нет. А вот на Вольве - всё, что в первом посте описал.
 
@fox proteus, перечитываю свои посты 5 летней давности :) ну и 18+ же я :) Признаю свои ошибки...
Теперь к делу!
Проект так и заглох или получил какое-то продолжение?
 
fox proteus написал(а):
Непосредственно усилитель представлен в виде одной маленькой микросхемки TAS5414A. Которая при разумном уровне искажений выдаёт никак не более 15 Ватт на канал! Естественно, в одной микрухе собраны все четыре канала. Микруха имеет аналоговый вход.
Хотелось бы выразить восхищение проработкой вопроса в первом мессадже. Приятно читать. И, если можно, есть вопрос. Есть ли смысл в замене этой умзч на что то более качественное? например раскрепив на радиаторе платки с поканальными усилителями, а оригинал изъяв.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Похожие темы

M
Последнее сообщение: Maxim_x
Ответы
45
Просмотры
17K
M
himmel
Последнее сообщение: alex-sys
Ответы
92
Просмотры
68K
alex-sys
A
A
Последнее сообщение: sphinx
Ответы
3
Просмотры
6K
sphinx
Сверху Снизу