Решено Техн. обзор LTO (литий-титанат) стартерный аккумулятор

  • Автор темы Maeglin
  • Дата начала
  • Tagged users Нет

Вы смотрите тему:
Решено Техн. обзор LTO (литий-титанат) стартерный аккумулятор

Префикс "Решено" устанавливается темам, в которых есть решение проблемы, лучший исчерпывающий технический ответ.
Maeglin

Maeglin

Шовинист
Техн. редактор
RCM
Регистрация
11 декабря 2006
Сообщения
34,416
Марка машины
Volvo
Модель Volvo
XC90 I
Модель
V8
Город
Тверь
Регион
Тверская область
VIN
VIN
Модель
XC90 I
Год выпуска
2005
Пробег, км
522000
Отдельной темы создавать не буду, напишу сюда. :)
Срукожопил себе титанатную стартерную батарею, счастлив до одного места.
С момента, когда @КотБаши мне рассказал о титанате до воплощения полгода примерно прошло.

Зимой 21/22 испытана при минималке в -24 градуса, сложностей при пуске с автозапуска не возникло, крутил как летом.

Club Volvo. Ru - LTO (литий-титанат) стартерный аккумулятор

Не буду совсем уж подробно расписывать. Батарея уже не слишком хороша, нужно было искать замену, и под общий интерес захотелось сделать стартерный LTO. Ячейка у титаната 2.3В, почти аналог свинчатке, поэтому можно заменить один в один. Титанат хорош тем, что принимает любые токи, отдаёт любые токи, не боится морозов, заряжается до упора в считанные минуты и на фоне свинца имеет адское число циклов заряд-разряд. Используется в электробусах и автозвуке. Исходя из этих характеристик, ёмкость — дело десятое.

Приобрёл в Нижнем на f-o-r.ru/lto/ 6 ячеек LTO, у звукарей известных как "фугасы", ёмкостью 30 Ач. На ютубе есть тест такой сборки на ток холодной прокрутки, сборка выдала 1920А. Накидал в автокаде чертёж и заказал у рекламщиков фрезеровку поликарбоната. Сейчас уже знаю, где есть недочёты, но в целом получилось неплохо. Балансир для титаната крайне желателен, чтобы ячейки не разбегались, его тоже пришлось прикупить. Интересно было бы поставить ещё кулометр, но и так мороки было много, отказался от этой затеи. Перемычки выпилил из электротехнической шины 30х4, шпильки укоротил ножовкой (болгаркой побоялся перегреть), гайки самоконтрящиеся, колпачки на гайки заказал на алишечке, они под колесные гайки там продаются.

Летом напряжение разомкнутой цепи у заряженного титаната 13.8В, зимой еще выше, стартер крутит как боженька, кажется, что сейчас машину на коленвал намотает. То же самое и с дворниками, стёклами и прочими электродвигателями. Напряжение сборки очень близко к генераторному, и скорее всего у аккумулятора будет небольшой недозаряд, особенно летом, когда регулятор не хочет давать напряжение выше 14В — но это мелочи, титанат не имеет памяти и не подвержен деградации при недозаряде наподобие свинца. Единственное, чего он боится, это перегрева выше 65 градусов, но наше расположение в багажнике исключает и этот вариант.

Надеюсь, тему аккумулятора закрыл надолго, хоть и сил и нервов потрачено очень немало. Через некоторое время надо будет его перебрать и надёжно изолировать токоведущие части. На всякий пожарный случай, как говорится. Но даже дорогой свинец я своими короткими поездками убиваю за пару лет, так что надеюсь, еще и финансово успешная затея получится. :)

Старую батарею поставил под сорокинскую зарядку, думаю еще поживет.

Возникли некоторые проблемы при сборке. Во-первых, клемме, которая надевается на аккум, мешает пластик. Пришлось кое-где подпилить по месту и теперь видок не такой удачный. Во-вторых сами клеммы, их лучше купить или выточить из алюминия, т.к. свинцовые плоховато прилегают и греются на больших токах. Третье — расстояние между центрами шпилек получилось 72, хотел расставить немного банки от греха, а заказанные перемычки были на 70. Пришлось перемычки делать заново. Четвертое — самая большая проблема это высота сборки, пришлось отпиливать шпильки заподлицо с гайкой, и все равно еле-еле поместилось в штатное место. Пятое — на основании батареи надо делать скос под плашку фиксации аккумулятора к днищу, 15мм это довольно толсто и плашка не ложится как положено. Тоже пришлось снимать фаску, а т.к. поликарбонат довольно твердая штука и плавится от болгарки, тоже получилось не очень аккуратно. Рубанка под рукой не нашлось.

Рекламщики просят шаблон в масштаб без размерных линий для подгрузки в станок. Приложил архивом в автокаде.
 

Вложения

  • Club Volvo. Ru - LTO (литий-титанат) стартерный аккумулятор
    1.jpg
    96.9 KB · Просмотры: 24
  • Club Volvo. Ru - LTO (литий-титанат) стартерный аккумулятор
    2.jpg
    108.2 KB · Просмотры: 17
  • Club Volvo. Ru - LTO (литий-титанат) стартерный аккумулятор
    1.jpg
    96.9 KB · Просмотры: 23
  • Титанат Model (1).pdf
    96.9 KB · Просмотры: 12
  • Титанат Model (2).pdf
    91.7 KB · Просмотры: 8
  • Титанат Model (3).pdf
    68.9 KB · Просмотры: 7
  • Шаблоны.rar
    274.2 KB · Просмотры: 7
Последнее редактирование:
Лучший ответ, решение вопроса в этой теме
Crio
Maeglin написал(а):
Геннадий тока не выдаст больше, чем может. Покамест никаких вопросов.
У меня на свинце 95ач после стартерного пуска напруга доходит до 14,4В за считанные секунды, т.е. гена перегружен и работает на пределе железа не долго, интересно, за сколько времени титанат набирает 14,4В после стартера?
Maeglin написал(а):
@Crio, титанату недозаряд не страшен, у лития ресурс растет при недозарядах. У меня на хуавеевском планшете функция есть например, чтобы ресурс батареи увеличить - заряжать до 90%, а показывать при этом 100%. :)
Как же литиевый акб будет работать на свои 30-40Ач, если его недозаряжать все больше и больше?
 
Crio написал(а):
Как же литиевый акб будет работать на свои 30-40Ач, если его недозаряжать все больше и больше?
Не понял, почему недозаряжать все больше и больше? Там выше камрад таблицу выкладывал для ячеек, из который visso свои аккумуляторы собирает. Зимой будет 95% заряда, жарким летом грубо говоря 80%. У моего из электробусных ячеек несколько похуже ситуация, но работает же, и недостаток емкости я не ощущаю.

Club Volvo. Ru - LTO (литий-титанат) стартерный аккумулятор
 
Crio написал(а):
Как же литиевый акб будет работать на свои 30-40Ач, если его недозаряжать все больше и больше?
Это не свинцовый аккум, недозаряд плохого не сделает - просадка напряжения будет небольшой при нагрузке, в отличии от свинцовых, вот переразряд да, для любого типа аккумуляторов негатив
 
@Crio,
Crio написал(а):
так и не понял, как собираешься решать вопрос с акб..старый акб умирает от хронического недозаряда
почему от хронического недозаряда? зимой раз в 1-1,5 снимаю, в теплом помещении ставлю на зарядку (Bosch C3); другое дело, со второго года жизни АКБ Webasto просаживает АКБ до 11,6V (при 30-минутном цикле) с 12,5. На новом-12,7 было. и в первый год ниже 12,2-12,3 не просаживался
 
Crio написал(а):
Как же литиевый акб будет работать на свои 30-40Ач
я взял 50 Ач. зимой рассчитываю на 95% заряд - 47 А/ч
Летом - 80% - 40 А/ч..
практика покажет... может быть я не правильно думаю
 
Reek написал(а):
@Crio,

почему от хронического недозаряда? зимой раз в 1-1,5 снимаю, в теплом помещении ставлю на зарядку (Bosch C3); другое дело, со второго года жизни АКБ Webasto просаживает АКБ до 11,6V (при 30-минутном цикле) с 12,5. На новом-12,7 было. и в первый год ниже 12,2-12,3 не просаживался
Это потому, что для стока запускается не только вебасто, но и просыпается вся подсистема блоков на шине (кроме включаемых реле), насколько можно понять, при активации вебасто (эбера?) они уже не в режиме спячки. У меня активирование блоков откушивает от акб 15А (безо всяких вебаст), вот и считай.
Но если вебасто стоит в виде отдельного модуля, не связанного по шине с авто, то потребление намного меньше- только вебасто и кулер печки.
 
Больше всего веселит решение вольво для радио..включаешь замком зажигания радио на звук с жалким ваттом мощности в динамиках, меряешь откушиваемый от акб ток, а там те же 15-18А :sm101: ессно и радио долго не работает, высаживая акб через гланды..
На паджерике не связанный с авто блок магнитолки мог не громко работать в лесу целый день без видимой разрядки акб..
 
Crio написал(а):
Но если вебасто стоит в виде отдельного модуля, не связанного по шине с авто
связан по шине. плюс по CAN автоплагин терминал
 
@Maeglin, не пробовал свой акб в ибп, работает с ним и заряжает? я может взял бы такой и в резерв для авто акб, и как легонькую но очень долгоиграющую батарею для ибп в деревню, и на природу для девайсов 220В через тот же ибп, а старый не подъемный свинцовый сдал бы в металлолом..
 
Crio написал(а):
@Maeglin, не пробовал свой акб в ибп, работает с ним и заряжает? я может взял бы такой и в резерв для авто акб, и как легонькую но очень долгоиграющую батарею для ибп в деревню, и на природу для девайсов 220В через тот же ибп, а старый не подъемный свинцовый сдал бы в металлолом..
Есть на ютюбе разные видео по инсталляции в старый ИБП комплекта литий-полимерных батарей из 18650 элементов. Тут от задачи надо плясать. Если нужно сохранить корпус компьютерного ИБП на 500 ВА, лучше из 18650 набрать сборку с BMS взамен штатной свинцовой. Если мощный ИБП с внешней батареей, то лучше использовать железофосфатный - за те же деньги плотность энергии выше, чем у титаната, а стартерный ток на морозе отдавать не надо.
У титаната довольно узкая сфера применимости, это как раз тяговые и стартерные батареи, способные на сильном морозе работать. Есть и стартерные железофосфатные, но они начинают сдавать, если ниже -15 температура упадёт. Камрад @VALIUM с этим столкнулся. Мой в -27 тоже заартачился, но сдается мне, тому виной все-таки криворукость, переходных сопротивлений при сборке наделал, т.к. опыт других людей показывает, что сборки из 66160 и до -40 работают, в Сибири вон катаются.
 
Последнее редактирование:
Ну и сам ИБП бывает что нужно поднастроить по части коррекции зарядного напряжения. Насколько я помню, в моём APC 13.8 В на постоянку, за пару-тройку лет такой работы он даже AGM высушивает. Если пихать в него литий, надо смотреть верхнюю планку заряда ячейки, у литий-полимер и железофосфатного это 3.65 В - четыре ячейки дадут 14.6 В, соответственно при 13.8 зарядных будет недозаряд каждой ячейки на 0.2 В. Для ресурса батареи это хорошо, в принципе. Ну и защита по зарядному току может быть, не исключено что ИБП при засовывании лития может подумать что батарею коротнуло и отказаться ее заряжать. Короче, переделка ИБП не самое простое занятие.
 
Griandrej написал(а):
Странно, что умирает через 2...
БМС отшить и будет свои положенные 6-8 лет ходить как минимум
 
Maeglin написал(а):
Если нужно сохранить корпус компьютерного ИБП на 500 ВА
Уже есть киловатный ибп с кл и клеммами для подклчюения к авто акб. С собой вожу старый акб от предыдущей замены.
Maeglin написал(а):
Ну и сам ИБП бывает что нужно поднастроить по части коррекции зарядного напряжения.
А ибп вообще будет стартовать по зарядке с такой батареей? у нее внутреннее сопротивление очень низкое.
 
Crio написал(а):
А ибп вообще будет стартовать по зарядке с такой батареей? у нее внутреннее сопротивление очень низкое.
Вот и у меня сомнения есть. Надо читать и смотреть, как их переделывают. Но точно видел, что переделывают. :)
 
Maeglin написал(а):
Есть на ютюбе разные видео по инсталляции в старый ИБП комплекта литий-полимерных батарей из 18650 элементов. Тут от задачи надо плясать. Если нужно сохранить корпус компьютерного ИБП на 500 ВА, лучше из 18650 набрать сборку с BMS взамен штатной свинцовой. Если мощный ИБП с внешней батареей, то лучше использовать железофосфатный - за те же деньги плотность энергии выше, чем у титаната, а стартерный ток на морозе отдавать не надо.
У титаната довольно узкая сфера применимости, это как раз тяговые и стартерные батареи, способные на сильном морозе работать. Есть и стартерные железофосфатные, но они начинают сдавать, если ниже -15 температура упадёт. Камрад @VALIUM с этим столкнулся. Мой в -27 тоже заартачился, но сдается мне, тому виной все-таки криворукость, переходных сопротивлений при сборке наделал, т.к. опыт других людей показывает, что сборки из 66160 и до -40 работают, в Сибири вон катаются.

Так оно и есть для ИБП лучше в его lfp банки, да они и создавались именно для ИБП в солнечных батареях, отличие лфп от остальных в том что им не страшно постоянное добивание заряда до 100% максимума (в других литиевых рекомендуют до 80% если выше то более быстрая деградация химии)
А в ИБП практически постоянно заряд на максимуме
 
VALIUM написал(а):
БМС отшить и будет свои положенные 6-8 лет ходить как минимум
У него его нет.

Но что-то происходит, если уже во второй год Вебаста перестаёт работать... Это не нормально и причина тут явно не в свинцовом аккумуляторе.
 
Griandrej написал(а):
если уже во второй год Вебаста перестаёт работать
с поправкой на мороз... до -5 - отрабатывает норм. сегодня отработала полный цикл.

(зы. схожу, утечку тока посмотрю)
 

Похожие темы

liner
Последнее сообщение: Griandrej
Ответы
6
Просмотры
20K
G
wasd
Последнее сообщение: GoAlex
Ответы
32
Просмотры
28K
GoAlex
Сверху Снизу