Вся правда о мощности, крутящем моменте и дифференциалах. Тролли, налетай!

Вы смотрите тему:
Вся правда о мощности, крутящем моменте и дифференциалах. Тролли, налетай!

RUMMIT

RUMMIT

Весельчак Ы
RCM
Регистрация
25 января 2015
Сообщения
14,298
Марка машины
Volvo
Модель
ХС90 I
Регион
Воронежская область
Имя
Роман
Сие многобуквие посвящается памяти сэра Исаака Ньютона.


. Простое непростое колесо
. (из Послания к механикам Глава 1, стих 1.)

Камраден, я, признаться, изрядно удивлён, тем странным фактом, что некоторые мои современники просто-напросто не представляют себе элементарную кинематику движения колеса по дороге, несмотря на то, что колесо изобретено уже довольно давно, и человечество им успешно пользуется, в том числе, и при сооружении самобеглых колясок. Где уж тут говорить про дифференциалы, КПД и прочие сложные материи...

Если речь идёт об обычном пользователе бытовой техники – автомобиля, то ему вполне простительно не понимать физики процессов, позволяющих этой бытовой технике перемещать в пространстве физическое тело самого этого пользователя.
Он мож гуманитарий. И по утрам смузи всякие пьёт. Какой с него может быть технический спрос?
Но людям, по роду занятий имеющим отношение к механическому движению, и на дух не переносящим мнимого троллинга на форуме, непонимание принципов взаимодействия тел в релятивистской механике, совершенно не к лицу, кмк.
Уж тем более не стоит снимать и публиковать "просвЯтительское" видео и с умным видом рассказывать, в каком месте конструкторы старейших предприятий, занимающихся разработкой и серийным выпуском полноприводных автомобилей (желающие могут считать, что это "маркетологи") допускают ключевую ошибку, при описании принципа действия симметричного межколёсного (или межосевого) дифференциала трансмиссии их автомобилей.

Ошибаться в суждениях не зазорно. Никому. Никогда.
Зазорно упрямствовать в своём заблуждении и обвинять оппонентов в тупости.

"Errare humanum est, stultum est in errore perseverare"

Но чему удивляться? Подчас сужения самого Ньютона не принимали, и подвергали критике и насмешкам его же коллеги по цеху. Именитые ученые мужи, между прочим.
Например, история знает о непростых взаимоотношениях Ньютона и Гука. Того самого Гука, который открыл один из фундаментальных законов физики - закон упругости, и которого к слову, так уж совпало, звали Роберт. :)
Казалось бы Гук сам по себе великий ученый, но он зачем-то троллил Ньютона при каждом удобном случае. И даже препятствовал продвижению последнего в должности в академии.

Однако вернёмся в наши времена.

Меня тут просили построить эпюры моментов, и это наверное справедливо.
Людям сложно представить кинематическую схему в уме, без картинок.
Поэтому вот вам картинки. Их есть у меня!

Полноценными эпюрами это конечно не назовёшь. Назовём их "любительскими". Будем считать, что это просто иллюстрации к популярной механике.

Сразу стоит оговорить то, что рассматриваем мы ситуацию, когда двигатель автомобиля заведён, передача включена, и одно из ведущих колёс, связанных свободным дифференциалом с двигателем и вторым колесом, вывешено на домкрате. При этом педаль газа зафиксирована в одном положении. Неважно каком. Пусть на 2000 об/мин.

Сам себе режиссёр из видео утверждает, что на оси вывешенного колеса момента нет.

Но это ошибка, приводящая к ошибочности всех дальнейших суждений!

Момент на оси вывешенного колеса есть! Его величина равна моменту двигателя в данный момент времени.
Нет совсем ДРУГОГО момента - внешнего. Так как нет его оси! Эту ось справедливо будет назвать "осью внешнего момента". Расположена она в точке С на рис.2, и появляется она только тогда когда мы опускаем вывешенное колесо на дорогу. Есть точка С – есть момент m2, нет точки С - нет момента m2. Но при этом по-прежнему есть m1! Он никуда не девается и в том, и в другом случае.

Люди тут говорят, что с этого места уже перестают понимать, о чем речь.
Но всё очень просто, если это зарисовать.


001.jpg

Рис.1


Итак – начнём с простого. С азов. С того к чему любят отсылать те оппоненты, у которых закончились аргументы, которые они могут обосновать.
Для того чтобы появился момент необходимо воздействие на тело пары разнонаправленных сил, не лежащих на одной прямой.
Если на тело действует одна сила – возникает поступательное движение тела с ускорением.
А если действует пара разнонаправленных сил – возникает крутящий момент. И тело начинает вращаться.

Упростим схему, исключив из неё трансмиссию.

Пусть поршень двигателя у нас давит непосредственно на точку А, минуя серию преобразований в трансмиссии рис.1. Как на старинных паровозах.
Назовем это давление силой Fдв. (синяя стрелка на картинке)
Это давление, условно говоря, есть всегда, когда газы в цилиндре, расширяясь, давят на поршень.

Вторая же сила, способствующая образованию момента m1 на оси вывешенного колеса - это реакция неподвижной опоры Rоп (красная стрелка рис.1). Особенность этой силы в том, что она не имеет плеча и направлена прямо на ось момента.
В результате такого частного случая взаимодействия пары сил, точка А на рисунке стремится совершить (и совершает) оборот вокруг точки В, лежащей на оси, как бы перпендикулярной к плоскости изображения.
Это и есть крутящий момент на оси колеса. И его там - 100% от момента двигателя, когда колесо вывешено. Он осуществляет вращение колеса с некоторой скоростью. Это вращение мы можем наблюдать и измерять.
Кстати – если колёса будут находиться в равных условиях (Например, оба колёса на земле. Либо же оба висят!), то на них будет приходиться по 50% от крутящего момента двигателя.
На рис.1 этот момент обозначен m1. И указан зелёной стрелкой.
Он есть. Его можно физически измерить.
Заметьте – этот момент есть всегда, пока давит поршень, и он не зависит от того, вывешено ли колесо на домкрате, или оно едет по дороге.
И именно этот момент и распределяет межколёсный дифференциал, передавая его большее количество на то колесо, которое имеет меньшее сцепление с дорогой. От 0 до 100%. Чтобы автомобиль проходил повороты без возникновения паразитных моментов на ведущих колёсах!

А теперь, раз мы заговорили о сцеплении с дорогой, пора рассмотреть – а какого же момента нет?
О чем это ты, RUMMIT? Что ты имел в виду, когда говорил, что на вывешенном колесе действительно нет момента?
Давайте рассмотрим, что произойдет, если мы уберём домкрат.


002.jpg

Рис.2


Возникнет точка С. рис.2.
Это точка взаимодействия колеса с дорогой.
В результате взаимодействия силы Fдв с внешней силой, условно назовём её силой трения Fтр, (красная стрелка на рис.2) через точку С, появляется момент, позволяющий автомобилю двигаться поступательно относительно дороги.
Ось этого момента находится в точке С. Подчеркну – уже не в В, а в С!
Замечу, что Fтр так же не имеет плеча (как и Rоп на рис.1) и действует на точку, расположенную на оси момента, который мы обозначим m2 и зелёной стрелкой на рис.3

Точка А же, (к которой по прежнему приложена та же самая сила – Fдв), стремится совершить оборот теперь уже вокруг точки С по траектории показанной зелёным пунктиром к точке D на рис.3.

003.jpg

Рис.3


Но поскольку поверхность, по которой движется колесо линейна, это препятствует вращению, и крутящий момент m2 вырождается в поступательное движение точки В(голубая стрелка на рис.4), которая жестко привязана к кузову автомобиля. Со скоростью V, пропорциональной Fдв и Fтр.
И автомобиль едет.


004.jpg

Рис.4


Вот на этот момент дифференциал действительно никак не влияет!
Он не способен управлять внешними воздействиями, потому что они внешние! Дифференциал не способен влиять на силу трения между дорогой к колёсами. Как неспособен он управлять погодой или расположением египетских пирамид.
Если сцепление с дорогой слабое, (грубо говоря - низка сила трения Fтр, например на льду), момент вокруг оси В тоже будет слабым. Колесо будет проскальзывать на льду и поступательное движение (V) точки В (т.е. кузова) тоже будет слабым.
Посыпьте этот лёд песком – трение возрастёт, и за её счет момент m2 тоже увеличится, и автомобиль поедет быстрее.
А когда вы выедете на сухой асфальт, Fтр достигнет максимума и сравняется с величиной Fдв. И дальнейшее увеличение момента (разгон) можно будет осуществить, только увеличив Fдв. То есть - нажав на газ!

Вроде всё, уважаемый читатель!
Да прибудет с тобой сила Fдв - сила давления расширяющихся газов на поршень, и сила Fтр - сила сцепления с дорогой!
С уваженьем, дата, подпись.
[automerge]1552652809[/automerge]
Рисунки чёт из старой темы не скопировались. Хотя в режиме редактирования они видны почему-то.

Выкладываю отдельно.

Club Volvo. Ru - Вся правда о мощности, крутящем моменте и дифференциалах. Тролли, налетай!


Рис. 1


Club Volvo. Ru - Вся правда о мощности, крутящем моменте и дифференциалах. Тролли, налетай!

Рис. 2

Club Volvo. Ru - Вся правда о мощности, крутящем моменте и дифференциалах. Тролли, налетай!

Рис. 3

Club Volvo. Ru - Вся правда о мощности, крутящем моменте и дифференциалах. Тролли, налетай!

Рис. 4
 
Последнее редактирование:
:ps:

В моём тексте есть отсылки к контраргументам некоторых, частью мной уважаемых, оппонентов.
Читатели этой темы могут не понять о чём речь, поэтому публикую сноски к Гл.1 стх.1 Оффтоп

Вот ссылка на тест "За рулём":

А вот занятное видео, где юноша Оффтоп упрекает конструкторов Jeep, УАЗ и ещё кого-то из старейших производителей полноприводных автомобилей в технической безграмотности! :)


Ну и вот, собственно, если кому интересно, ссылка на ветку старого вольвофотума (Который теперь доступен по ссылкам, радением Председателя и Вавасика, за что им спасибо :hi:), от которой отрасла эта.

 
@RUMMIT, все это интересно и вроде бы верно. Правда я не так силен в физике, как ты (мои знания ограничиваются школьным курсом и объёмом первых двух лет общеобразовательной программы технического вуза). Единственное, не соглашусь с картинкой на рис.3. Имхо, рычаг крутящего момента в этом случае не АС, а по прежнему АВ, хоть точка А и стремится в точку Д при движении колеса по поверхности.
RUMMIT написал(а):
Возникнет точка С. рис.2.
Это точка взаимодействия колеса с дорогой.
В результате взаимодействия силы Fдв с внешней силой, условно назовём её силой трения Fтр, (красная стрелка на рис.2) через точку С, появляется момент, позволяющий автомобилю двигаться поступательно относительно дороги.
Ось этого момента находится в точке С. Подчеркну – уже не в В, а в С!
Вот этот абзац меня смущает, особенно последняя строка. :dum: Если бы сила (от поршня) воздействовала на точку А на снятое с машины колесо, то я бы не сомневался в правоте высказывания. Но у нас есть жесткая точка В (ступица), вокруг которой вращается колесо, которая в свою очередь сохраняет нам длину рычага АВ и не позволяет увеличить крутящий момент за счет бОльшего рычага. Не?
Зы это моё текущее мнение, которое может измениться, если мне докажут его ошибочность. Ты знаешь, я умею признавать ошибки:). Оффтоп
 
Refractor написал(а):
мои знания ограничиваются школьным курсом
Да это и есть школьная физика. :)
Просто в школе мало кто вникал в векторные построения. Большинство устраивал вымученный трындяк. А мне вот было просто интересно.
Refractor написал(а):
Имхо, рычаг крутящего момента в этом случае не АС, а по прежнему АВ
Нет. Именно АС. По сути с картинки можно убрать и колесо и автомобиль. Получится некий груз, который мы двигаем, подсовывая под край железный лом (АС).
Ну вот ящик стоит на земле, мы подсунули лом, слегка углубив его в землю. Нижняя точка лома это С, верхняя - А. А груз мы толкаем точкой В на ломе, нажимая этой точкой В на нижний угол ящика.
Refractor написал(а):
хоть точка А и стремится в точку Д при движении колеса по поверхности.
Если б рычагом был АВ, то точка А стремилась бы не к точке D, а к точке С. Это же естественно. Просто А вращалась бы вокруг В, проходя и точку С в том числе.
Refractor написал(а):
Но у нас есть жесткая точка В (ступица)
Она жесткая относительно кузова. Относительно дороги же (читай точки С) она поступательно движется. Вместе с кузовом. Поэтому автомобиль и едет. :dont-now:
Refractor написал(а):
Ты знаешь, я умею признавать ошибки
Это признак развитости интеллекта. Мыслящий человек зазорным должен считать не ошибки, а тупое отрицание чужой правоты.
Errare humanum est, stultum est in errore perseverare. :-c-:
 
Maeglin написал(а):
Ну эт кинематика, а не русский, но согласен.
Исправлять не буду, чтоб было понятно, что я тоже human и мне тоже свойственно еrrare. :)
З.Ы. А ещё мой криптонит - пунктуация. Оффтоп
 
Последнее редактирование:
А мы продаём, или покупаем? (С) :)
 
RUMMIT написал(а):
Нет. Именно АС. По сути с картинки можно убрать и колесо и автомобиль. Получится некий груз, который мы двигаем, подсовывая под край железный лом (АС).
Ну вот ящик стоит на земле, мы подсунули лом, слегка углубив его в землю. Нижняя точка лома это С, верхняя - А. А груз мы толкаем точкой В на ломе, нажимая этой точкой В на нижний угол ящика.
Имхо пример с ломом немного некорректен. У лома точка С (нижний конец) не меняется, и длина рычага (читай крутящий момент) тоже неизменна. В случае с колесом через каждый промежуток времени точка С меняется(точка контакта колеса с асфальтом), рычаг уменьшается и постепенно стремится к нулю (точки А и С совпадут).
Хотя мы знаем, что крутящий момент от двс, приводящий в движение данное колесо остается постоянным. Значит получается, что рычаг тоже не меняется, значит равен радиусу колеса. Я не прав? Оффтоп
[automerge]1645953907[/automerge]
RUMMIT написал(а):
Она жесткая относительно кузова. Относительно дороги же (читай точки С) она поступательно движется.
Так ведь точка контакта тоже динамична.
 
Refractor написал(а):
Значит получается, что рычаг тоже не меняется, значит равен радиусу колеса. Я не прав?
Почему неправ? Прав. Просто сам же опроверг предыдущую свою мысль, что рычаг меняется. :)
[automerge]1645955081[/automerge]
Refractor написал(а):
Так ведь точка контакта тоже динамична.
И что? Автомобиль же движется не относительно точки контакта, а относительно дороги. Относительно точки контакта он неподвижен.
Вообще некоторую сложность восприятия вносит то, что схема в принципе статична, а мозг хочет воспринимать её в динамике. Но на самом деле мы рассматриваем "замершее мгновение" если так можно выразиться. Векторы в этом случае никуда не деваются. Они есть и в динамике, и в статике. Крутящий момент вовсе не подразумевает вращение. Например, вы пытаетесь открутить гайку, но она не поддаётся. Крутящий момент есть, вращения нет. Попробуйте рассмотреть схему в таком разрезе. Может так пазл сложится проще.
Ну как будто автомобиль упёрся в стену.
 
Последнее редактирование:
RUMMIT написал(а):
Например, вы пытаетесь открутить гайку, но она не поддаётся. Крутящий момент есть, вращения нет. Попробуйте рассмотреть схему в таком разрезе. Может так пазл сложится проще.
Ну как будто автомобиль упёрся в стену.
Ну вот так уже вроде всё сходится. :dum:
Осталось последнее, почему рычаг АС, ведь радиус колеса АВ. У нас в реале крутящий момент передаётся через вал по центру колеса.
 
Refractor написал(а):
У нас в реале крутящий момент передаётся через вал по центру колеса.
Да. На ось колеса. Это момент
RUMMIT написал(а):
А автомобиль в движение приводит не сам этот момент, а порождённый им вторичный момент, который я обозначил в тексте как
RUMMIT написал(а):
и пунктирной зелёной стрелкой на рис.3 и 4.
Это разные, хотя и связанные моменты. Один порождает другой.
Вот из-за того, что моментов не один, а два у некоторых возникают непонятки с тестом от "За рулём", ссылку на который я привёл во втором посте темы.
 

Похожие темы

RUMMIT
Последнее сообщение: RUMMIT
Ответы
0
Просмотры
430
RUMMIT
RUMMIT
Последнее сообщение: Griandrej
Ответы
510
Просмотры
17K
G
Z
Последнее сообщение: liner
Ответы
231
Просмотры
24K
liner
Сверху Снизу